Фиденко Юлия Леонидовна
  1. Ученая степень
    доктор искусствоведения
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Профессор Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Искусствоведение
  5. Регион
    Россия / Приморский край

Фиденко Юлия Леонидовна родилась 26.07 во Владивостоке. В 1992 г. закончила Дальневосточный государственный институт искусств. В 2005 г. после окончания аспирантуры Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор А.Г. Михайленко), защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство» на тему «Музыкально-литургическая практика католических приходов Сибири и Дальнего Востока в контексте реформ Второго Ватиканского Собора» (Новосибирск, НГК им. М.И. Глинки). В 2009 г. получила ученое звание доцента по кафедре истории музыки. В 2016 г. после окончания докторантуры Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный консультант – доктор искусствоведения, профессор Б.А. Шиндин) защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения по специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство» на тему «Музыкально-литургическая практика католических приходов азиатской части России на рубеже ХХ–XXI веков» (Новосибирск, НГК имени М.И. Глинки).

С 1992 года работает в Дальневосточном государственном институте искусств – профессор кафедры истории музыки. Среди преподаваемых дисциплин: «История зарубежной музыки», «Анализ музыкальных произведений», «Народное музыкальное творчество», «Фольклорно-этнографическая практика», «Оперная драматургия», «Основы редактирования», «Специальный класс».

Особое внимание Ю.Л. Фиденко к инновационным технологиям в современном музыкальном образовании способствует активному созданию ею электронных учебно-методических материалов по ряду дисциплин. Является автором обучающих семинаров для слушателей ФПК «Электронная презентация по музыкально-теоретическим дисциплинам», «Электронное обеспечение учебного процесса – новая страница музыкального образования». Ю.Л. Фиденко опубликовала авторскую программу «Забавы милой старины: этноликбез для школьников»; учебные пособия «Специфика фольклора как особого типа культуры» и «Русский календарный обрядовый музыкальный фольклор»; кейс дидактических материалов для дистанционного обучения «Обобщение опыта профессиональной деятельности: технология написания учебно-методических работ». За плодотворную преподавательскую деятельность награждена в 2012 году почётной грамотой Министерства культуры РФ, в 2017 году – почётной грамотой Администрации г. Владивостока.

Ю.Л. Фиденко является постоянным участником международных и всероссийских научных конференций (Москва, Санкт-Петербург, Прага, Новосибирск, Екатеринбург, Омск, Томск, Рязань, Владивосток, Кемерово, Воткинск, Нижний Новгород, Саратов, Севастополь, Майкоп и др.).

Сфера научных интересов Ю.Л. Фиденко разнопланова, связана с изучением музыкально-литургической деятельности католических приходов России, с технологиями оценки качества образования, с методическим обеспечением учебного процесса, с фольклорной музыкальной культурой и западноевропейской музыкой. Она является автором монографии «Музыкально-литургическая практика католических приходов азиатской части России на рубеже ХХ-XXI веков», свыше 70 опубликованных статей, более 20 из которых – в журналах, входящих в перечень ВАК и Scopus. Работы Ю.Л. Фиденко введены в научный обиход и высоко оценены как исследователями, так и преподавателями.

Ю.Л. Фиденко - почетный профессор Российской академии естествознания, член Гильдии экспертов в сфере профессионального образования, эксперт по государственному надзору в сфере образования Рособрнадзора, член Научного совета по проблемам истории музыкального образования, член Императорского Русского музыкального общества.

Научные публикации

1.Рок-опера 70-х годов (к проблеме жанрового генезиса) // Музыка в контексте культуры: тезисы научно-теоретической конференции студентов. – Владивосток, 1992. – С. 24-26.

2.Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (к вопросу о трактовке «вечного» сюжета в нетрадиционном жанре) // Культура–Религия–Церковь: материалы Всероссийской научной конференции 1-4 апреля 1992 г. – Новосибирск: Изд-во НГК, 1992. – С. 236-244.

3.Из истории издания музыковедческой литературы (публикации британских специалистов ХХ века о церковной музыке) // Четвертые Макушинские чтения: тез. докл. науч. конф. 6-7 мая 1997 г., г. Омск. – Новосибирск, 1997. – С. 179-182.

4.О католических мотивах в современной художественной практике (на примере творчества Е. Израновой) // Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации: сб. статей. – Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 1998. – Вып. 3. – С. 48-68. (в соавторстве с Д. Дондуповым)

5.Некоторые проблемы изучения русского народного творчества в музыкальном училище // Дни славянской письменности и культуры: материалы и тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (ДВГУ, 26-27 мая 1998). – Владивосток, 1998. – Том 1. – С. 45-48.

6.Кантата «Готово сердце моё» Ю.Юкечева в контексте духовных тенденций в сибирской музыке 80-90х годов // А.С.Пушкин: эпоха, культура, творчество. Традиции и современность. Материалы и тезисы докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 200-летней годовщине со дня рождения поэта (ДВГУ, 24-26 мая, 1999 г.). – Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 1999. – Часть II. – С. 150-156.

7.Религиозные мотивы в творчестве композиторов Сибири и Дальнего Востока: к проблеме типологии // Российская культура глазами молодых ученых. – СПБ.: Культ-Информ-Пресс, 1999. – Вып. 7. – С. 28-35.

8.Детский музыкальный фольклор: учебно-методическое пособие. – Владивосток, 1999. – 36 с.

9.Отечественная литература о музыке Мессы // Пятые Макушинские чтения: тез. докл. науч. конф. 25-26 мая 2000 г., Томск. – Новосибирск, 2000. – С. 14-17.

10.«Религиозная линия» в творчестве современных сибирских и дальневосточных композиторов (постановка проблемы) // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Материалы Международной конференции (ДВГИИ, 26-29 марта 1996 г., 13-14 марта 1997 г.). – Владивосток: ДВГИИ, 1997. – Вып. III-IV. – С. 164-171.

11.Месса А.Новикова: новая версия старого жанра // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Материалы Международной конференции (ДВГИИ, 15-16 апреля 1999 г.). – Владивосток: ДВГИИ, 1999. – Вып. 5. – С. 159-169.

12.Некоторые особенности музыкального оформления службы католического прихода пресвятой Богородицы (г. Владивосток) // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Материалы научной конференции 25-26 апреля 2001 г. – Владивосток: ДВГАИ, 2002. – Вып. 8. – С. 276-284.

13.Издания, посвященные музыкально-литургической практике Католической Церкви// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток–Запад: Материалы научных конференций 24-25 апреля 2002-2003 гг. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – Вып. 9, 10. – С. 308-316.

14.Метаморфозы кантатного жанра в «Вавилоне» И.Стравинского// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток–Запад: Материалы научных конференций 24-25 апреля 2002-2003 гг. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – Вып. 9, 10. – С. 128-133 (в соавторстве с Е.Волковой).

15.Народное музыкальное творчество (1-3 семестр). Программа курса для специальности «Музыковедение» // Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации: сб. статей. – Новосибирск: НГПУ, 2005. – Вып. 5. – С. 61-79.

16.Музыка рождественской Мессы в католических приходах России // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток–Запад: Материалы научных конференций 22-23 апреля 2004, 28-29 апреля 2005 гг. / ДВГАИ. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2005. – Вып. 11, 12. – С. 267-270.

17.Рождественская Месса Кафедрального Собора Епархии св. Иосифа (Иркутск) в контексте реформ Второго Ватиканского Собора // Сибирский музыкальный альманах–2003 / НГК (академия) им. М. И. Глинки. – Новосибирск, 2006. – С. 141-145.

18.К вопросу о роли фольклора в эстетическом воспитании детей (из опыта работы по авторской программе «Забавы милой старины: этноликбез для школьников») // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток–Запад: Материалы научных конференций 17-18 мая 2006, 25-26 апреля 2007 гг. / ДВГАИ. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. – Вып. 13, 14. – C. 240-244.

19.Специфика фольклора как особого типа культуры: учебное пособие.– Владивосток, 2008. – 29 с.

20.Русский календарный обрядовый музыкальный фольклор: учебное пособие.– Владивосток, 2008.– 33 с.

21.Фиденко Ю. Электронные презентации как средство повышения эффективности образования в ДВГАИ // Состояние и проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства Дальнего Востока России: сборник матер. Всерос. науч.-практич. конференции, 17-18 ноября. – Хабаровск, 2010. – Часть 1. – С. 184-186.

22.К вопросу о принципах программного моделирования детских фортепианных циклов (на примере сборников Р. Шумана, П. Чайковского, С. Прокофьева) // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад: материалы научных конференций 29-30 апреля 2009; 5-6 мая 2010 гг. / ДВГАИ. – Владивосток: РИО ДВГАИ, 2010. – Вып. 16, 17. – С. 303-308 (в соавторстве с А. Котевой).

23.Электронное обеспечение учебного процесса в музыкальном вузе: к вопросу об оптимизации качества подготовки специалистов в ДВГАИ // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества образования: материалы VI Всероссийской конференции экспертов в сфере профессионального образования. – М., 2011. – С. 517-520.

24.Жанровый состав и стиль песнопений современной Мессы // Проблемы музыкальной науки. – 2012. – № 1 (10). – С. 241-244..

25.Музыкальное оформление современной Мессы (к вопросу об инвариантных и локальных проявлениях) // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2012. – № 3. – С. 209-219.

26.Опера «Похождения повесы» И.Стравинского: ожившие гравюры на оперной сцене (в соавторстве с Е.В. Бондаренко) // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Материалы научных конференций 27-28 апреля 2011, 5 декабря 2012 гг. / ДВГАИ. – Владивосток: ДВГАИ, 2013. – Вып. 18, 19. – С. 269-271.

27.Русскоязычные католические песенные сборники: путь эволюции // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Материалы научных конференций 27-28 апреля 2011, 5 декабря 2012 гг. / ДВГАИ. – Владивосток: ДВГАИ, 2013. – Вып. 18, 19. – С. 271-274.

28.Пасхальные гимны на текст В. Кюхельбекера: о новых звуковых ориентирах российской Мессы // Музыка и время. – 2013. – № 12. – С. 33-36.

29.Песенные сборники католических приходов азиатской части России на рубеже XX-XXI веков // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 1. – С. 250-258.

30.Богословское содержание Мессы и «musica sacra» // Театр. Живопись. Кино. Музыка: альманах РАТИ (ГИТИС). – 2014. – № 1. – С. 153-164.

31.О современном гимнотворчестве в российском католическом богослужении (на примере пасхальной Мессы) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 8 (46). – С. 187-189.

32.О кодах в современной праздничной Мессе // Идеи и идеалы. – 2014. – № 2 (20). – Т. 2. – С. 146-153.

33.Гимн «Aurora caelum purpura» в современной практике Римско-католической Церкви России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 10 (48): в 3-х ч. Ч. I. – С. 181-183.

34.О диалогичности современного литургического репертуара в католических приходах азиатской части России // Вестник музыкальной науки. – 2014. – № 2 (4). – Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки. – С. 86-91.

35.Специфика фольклора как особого типа культуры: учебное пособие [Эл. ресурс]. – Электрон. дан. – Владивосток, 2014. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

36.Русский календарный обрядовый музыкальный фольклор: учебное пособие [Эл. ресурс]. – Электрон. дан. – Владивосток, 2014. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

37.Народное музыкальное творчество. Вопросы и литература для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство (степень «бакалавр») [Эл. ресурс]. – Электрон. дан. – Владивосток, 2014. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

38.Современные песенные сборники Римско-Католической Церкви как объект литургического музыковедения [Эл. ресурс] // III Международная интернет-конференция «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». 15.05–31.12.2014 / РАМ им. Гнесиных. Режим доступа: URL: http://gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2014/10/Fidenko-2014.pdf

39.О модификации жанра мессы на рубеже XX-XXI веков // Культура и образование. – Ноябрь 2014. – № 11 [Эл. ресурс]. Режим доступа: URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/11/2595

40.Гимн «Veni, veni Emmanuel» в современном российском католическом богослужении // Religion – science – society: problems and prospects of interaction: materials of the IV international scientific conference on November 1–2, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – Р. 29-36.

41.Песнопения Ординария в современной Мессе (на примере Sanctus) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. URL: http://www.science-education.ru/120-16776

42.Национальные версии богослужения как основа формирования нового музыкального облика Мессы // Обсерватория культуры. – 2014. – № 6. – С. 92-97.

43.Песнопения Адвента в современном российском католическом богослужении // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. URL: http://www.science-education.ru/121-17134

44.Музыкально-литургическая практика католических приходов азиатской части России на рубеже ХХ-XXI веков: монография. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2015. – 256 с.

45.Литургический текст в современной российской Мессе // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2015. – № 1. – С. 200-210.

46.Феномен диалога в современной российской Мессе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. – № 3 (53). Ч. 3. – С. 193-196.

47.Музыкально-литургическая жизнь католических приходов России на рубеже XX–XXI вв.: вопросы периодизации // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2 (Ч. 4). – С. 825-829. URL: http://www.rae.ru/fs/pdf/2015/2-4/36942.pdf

48.Традиции григорианского хорала в современной практике католических приходов восточной части России // В мире научных открытий. Серия «Социально-гуманитарные науки». – 2015. – № 1.3 (61). – С. 1258-1270.

49.О структурном своеобразии Мессы Навечерия Пасхи // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Материалы научной конференции 24-25 апреля 2014 г. / ДВГАИ. – Владивосток: Дальнаука, 2014. – Вып. 20. – С. 279-283.

50.Пасхальные песнопения современной российской Мессы // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Материалы научной конференции 24-25 апреля 2014 г. / ДВГАИ. – Владивосток: Дальнаука, 2014. – Вып. 20. – С. 284-288.

51.Песенный литургический гимн и ситуация новой коммуникации в современной Мессе (на примере католических приходов Сибири и Дальнего Востока) // Вестник музыкальной науки. – 2015. – № 3 (9). – Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки. – С. 44-51.

52.Песенный литургический гимн как феномен современной мессы // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. – Вып. 9: Музыкальная наука в начале XXI века: достижения, проблемы, перспективы: сб. материалов Международной научной конференции, посвященной 80-летию Уральской консерватории и 175-летию М.П. Мусоргского / Ред.-сост.: А.Г. Коробова (отв. ред.), М.В. Городилова / Уральская гос. консерватория им. М.П. Мусоргского. – Екатеринбург: УГК, 2015. – С. 316-323.

53.Электронное обеспечение учебного процесса – новая страница музыкального образования // Вестник музыкальной науки. – 2016. – № 2 (12). – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки. – С. 75-81.

54.Диалогичность современного культового репертуара Католической Церкви: российско-польские музыкальные встречи // Музыка в диалоге культур и цивилизаций. К 70-летию НГК им. М.И. Глинки. – Нижний-Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2016. – Т. I. – С. 368-373.

55.Протестантские гимны и новый музыкальный мир католической мессы после Второго Ватиканского Собора // Материалы IV Международной научно-методической конференции Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сб. науч. ст. – Кемерово: КемГИК, 2017. – Вып. 4. – С. 19-27.

56.Ребенок и его мир в «Альбоме для юношества» Р. Шумана // Детство музыкантов: история, современность (междисциплинарный дискурс): материалы международного симпозиума шестой сессии Научного совета по проблемам музыкального образования / ред.-сост. В.И. Адищев, К.В. Зенкин. – М.; Пермь, 2017. – С. 230-237.

57.Гимн «Herzliebster Jesu» («Во прахе здесь») в современном российском католическом богослужении // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Материалы XXII научной конференции с междун. участием 14-15 декабря 2016 г. / ДВГАИ. – Владивосток: Дальнаука, 2017. – С. 170-175.

58.Песнопение Входа в современном российском католическом богослужении // Religion – science – society: problems and prospects of interaction: materials of the VII international scientific conference on November 1–2, 2017. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – Р. 20-24.

59.Песенный литургический гимн и современная практика Римско-католической Церкви // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Материалы XXIII научной конференции 22-23 ноября 2017 г. / ДВГИИ. – Владивосток: Дальнаука, 2018. – Вып. 23. – С. 187-191.

60.Парафразирование барочного гимна «O Heiland, reiß die Himmel auf» в современной российской Мессе // Вестник музыкальной науки. – 2018. – № 1 (19). – Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки. – С. 142-148. (0,3 п.л.)

61.Музыкально-изобразительный мир «Римских празднеств» О. Респиги // Материалы V Международной научно-методической конференции Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сб. науч. ст. – Кемерово: КемГИК, 2018. – Вып. 5. – С. 79-83.

62.Интерпретация текстов Псалтыри в современной российской Мессе // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (17–18 мая 2018). – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2018. – С. 7-11.

63.Песенный литургический гимн и пути развития жанра в современной практике Римско-католической Церкви // Обсерватория культуры. – 2018. – № 15 (2). – С. 188-193.

64.Амвросианские гимны в современном российском католическом богослужении Адвента // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Выпуск 3: в 2 т. Том 1. / Ред.-сост. С.И. Хватова. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2018. – С. 264-275.

65.Музыкальная жизнь Владивостока и деятельность местного отделения ИРМО (1909-1920 гг.) // Проблемы музыкальной науки. – 2018. – № 4. – С. 187-192.

66.Пятый концерт для фортепиано с оркестром К. Сен-Санса и «африканская ветвь» музыкального ориентализма // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Материалы XXIV научной конференции 29-30 ноября 2018 г. / ДВГИИ. – Владивосток: Дальнаука, 2019. – Вып. 24. (в соавторстве с Д.Корень)

67.Музыкальная жизнь Владивостока и деятельность местного отделения ИРМО (1909-1920 гг.) // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. – Екатеринбург: УГК, 2019. – С.190-195.

68.Африканские мотивы в Пятом фортепианном концерте К. Сен-Санса // Западноевропейская фортепианная музыка ХIХ – начала ХХ века: композиторское творчество, интерпретация: сб. науч. ст.; [науч. ред и сост.: В. С. Портной, А. А. Утробин]; М-во культуры Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Петрозав. гос. консерватория им. А. К. Глазунова», кафедра специального фортепиано. –Петрозаводск: VP Print, 2020. – С. 160-167. в соавторстве с Д. Корень

69.Организационно-методический инструментарий дисциплины «Народное музыкальное творчество» у иностранных студентов // Музыка в синтезе искусств и науки: история и современность: Материалы Международной научно-практической конференции и Первого международного конкурса этнокультурных педагогических проектов «Наше наследие» (В рамках V Московского Международного фестиваля искусств «Звуки Дутара» 29 октября 2019 года) / Под научной ред. Т.И. Баклановой. – М.: Издательство «Ритм», 2019. – С. 254–257.

70.Компетентностная модель обучения народной музыкальной культуре студентов из стран АТР // Вестник музыкальной науки. – 2019. – № 4 (26). – Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки. – С. 137-144.

71.Практика межкультурного диалога в деятельности Приморской сцены Мариинского театра // Манускрипт. – Тамбов: Грамота, 2021. – № 1. – С. 229-232.

72.Педагогическое общение в иностранной аудитории (на примере дисциплины «История музыки» у студентов из стран АТР) // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Материалы XXIV научной конференции 4-5 декабря 2019 г. / ДВГИИ. – Владивосток: Дальнаука, 2020. – Вып. 25.

73.«Модель познания музыки» Б. Л. Яворского в её проекции на современность // Проблемы художественного творчества: классицизм и классическое в произведениях искусства. К 250-летию со дня рождения Л. ван Бетховена: сборник статей по материалам Международных научных чтений, посвящённых Б.Л. Яворскому (26–28 ноября 2020). – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2021. – С. 13–18.

74.Приморская сцена Мариинского театра как форпост европейской культуры на азиатской территории // Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность: Сетевое научное издание. – М.: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. – 2021/2 (3). – С. 55–62.

75.Межнациональная коммуникация в освоении русского музыкального фольклора китайскими студентами // Материалы Международной научной конференции «Российское дальневосточное искусство и мир». – Владивосток: ДВФУ, 2021.

76.Моделирование фаустовского мифа в опере И. Стравинского «Похождения повесы» // Материалы V Международной научной конференции «Миф в истории, политике, культуре». – Севастополь, 2021.


Последняя редакция анкеты: 20 августа 2017