Пономарёва Ольга Николаевна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Член-корреспондент Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Педагогические науки
  5. Регион
    Россия / Пензенская область

ОБРАЗОВАНИЕ:

1975-1980 Пензенский госпединститут им.В.Г. Белинского, естественно-географический факультет

Специальность – учитель биологии и химии

1990 Московский педагогический государственный университет, кафедра зоологии и экологии, защита кандидатской диссертации по спец. 03.00.16 - экология

1991-1992 гг. Пензенский госпедуниверситет, факультет психологии

Второе высшее образование: квалификация – «Педагог-психолог»

2000 - Московский государственный областной университет, защита докторской диссертации по спец. 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания экологии

2002 Профессор по кафедре экологии и методики обучения экологии (ВАК)

ОПЫТ РАБОТЫ:

С ноября 2014 г. – профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Пензенского артиллерийского инженерного института.

2010- 2014 Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт регионального развития Пензенской области» (ГАОУ ДПО ИРР ПО), зав.кафедрой естественно-математического образования.

1980 – 2010 Пензенский государственный педагогический университет им.В.Г.Белинского.

Примечания

С 1995 по н/вр Член Научного совета по экологическому образованию при Президиуме Российской академии образования (РАО)

С 2001 года по н/вр -Член-корр. Международной академии наук педагогического образования (МАНПО)

С 2006 по н/вр - Член-корр. Российской экологической академии (РЭА)

2006 - Почётный работник высшего профессионального образования РФ

2000 – 2012- Член диссертационного совета по защите докторских диссертаций при Пензенском госпедуниверситете им.В.Г.Белинского.

2007-2012 - Член докторского диссертационного совета в Астраханском государственном университете.

2002 –по н/время - Член диссертационного совета при Нижегородском госпедуниверситете им.К.Минина.

ДОСТИЖЕНИЯ:

Опубликовала более 300 печатных работ, в том числе:

1) серия статей в журналах «Биология в школе», «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», «Вестник АсЭкО»;

2) серия статей в журнале «Основы безопасности жизнедеятельности» (РФ)

2006 – награждена отраслевой наградой Мин-ва образования и науки РФ – «Почетный работник высшего образования РФ»

Научные публикации

Пономарёва О.Н., Жигарев И.А., Чернова Н.М. Основы экологии. – Сборник задач, упражнений и практических работ (10–11 классы): Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2001-2014. – 210 с.

Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под ред. Н.М. Черновой «Основы экологии»: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2001-2014. – 183 с.

Формирование экологического компонента профессионально-педагогического образования: Колл.моногр /Под ред.О.Н.Пономарёвой, А.С.Мещерякова – Пенза, ПГУ, 2009. – 155 с.

Предметные олимпиады учащихся по экологии, биологии, безопасности жизнедеятельности: проблемы, поиски, перспективы развития: Колл. моногр. /Под ред. О.Н.Пономарёвой. – Пенза, ПГПУ, 2009. – 190 с.

«Семья. Семейные ценности» : Программа и методические материалы. – /Под ред. О.Н.Пономарёвой .- Москва-Пенза, изд-во- ГАОУ ДПО ПИРО, 2011. – 200 с.

«Семья. Семейные ценности» : Программа и методические материалы. – /Под ред. О.Н.Пономарёвой .- Москва-Пенза, изд-во- ГАОУ ДПО ПИРО, 2012. - 234 с.

«Окружающая среда и здоровье человека»: Программа и методические материалы. – Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2013. – 160 с.

Шкуров, А.Ю., Пономарёва О.Н, Государственно-общественное управление общеобразовательным учреждением: монография. – /Под ред.О.Н.Пономарёвой. -Пенза, ПГУ, 2014. - 244 c.

«География Пензенской области»: Программа и методические материалы. – /Под ред. О.Н.Пономарёвой, М.С.Домкиной. - Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2014. – 160 с.

НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

- дидактика (методика преподавания) в средней общеобразовательной и высшей профессиональной школе;

- методика экологического образования в рамках образования для устойчивого развития;

- экологическая педагогика и психология;

- методики психодиагностики (обучение, воспитание, развитие личности обучающихся).


Последняя редакция анкеты: 10 марта 2023