Сакиева Сайипжамал Салайдиновна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Академик Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Педагогические науки
  5. Страна
    Кыргызстан

Сакиева Сайипжамал Салайдиновна родилась 11 января 1960 года в с. Кыргоо Базар-Коргонского района Жалал-Абадской области Кыргызской Республики.

Образование высшее – в 1982 году окончила Кыргызский женский педагогический институт им. В.В.Маяковского, город Фрунзе Киргизская республика, педагогический факультет. Получила специальность – учитель начальных классов.

1977-1984 г.г.учитель начальных классов СШ им.М.Мамбеталиева Базар-Коргонского района Ошской области Киргизской республики.

1984-1994-г.г.научный сотрудник Кыргызской Академии Образования, город Бишкек республика Кыргызстан.

1994-2000-г.г.старший преподаватель, доцент кафедры Педагогики и психологии Жалал-Абадского государственного университета, город Жалал-Абад республика Кыргызстан.

2000 г.- по настоящее время заведующая кафедрой «Теория и методика начального образования» Жалал-Абадского государственного университета, город Жалал-Абад республика Кыргызстан.

1992 г.– кандидат педагогических наук (Казахский государственной педагогический университет имени Абая).

2003 г.-доцент.

2013 г.–доктор педагогических наук (Кыргызская академия образования).

2017 г. - профессор Российской Академии Естествознания.

Имеет 140 научных трудов, из них 3 монографии, 14 учебно-методических пособий.

Являюсь членом диссертационного совета Д.13.16.527 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) педагогических наук и кандидата психологических наук при Кыргызском государственном университете имени И.Арабаева и Кыргызского национального университета им.Ж.Баласагына.

За период с 2015 по 2020 гг. опубликовано 40 статей, 6 тезисов докладов научно-практических конференций, в числе которых 4 международных. 23 статьи опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей Аттестационной Комиссией Кыргызской Республики и Российской Федерации.

Принимала участие в международных научно-практических, научно-теоретических конференциях в ВУЗах Кыргызской Республики.

С 1995 года читаются курсы (по специальности 550700 – Педагогика и методика начального образования (очной и заочной форм обучения), «Введение в языкознание с практикумом каллиграфии» (для студентов 2-го курса), «Теория и методика объяснительного чтения» (для студентов 4-го курса) , «Методика преподавания кыргызского языка в начальной школе» (для студентов 3-го курса), Кроме того в учебную работу входят: организация и проведение государственного экзамена, рецензирование курсовых и квалификационных работ.

Проводила семинарские, практические, лабораторные занятия, консультации, курсовое проектирование, модули организации самостоятельной работы, экзамены по дисциплинам «Введение в языкознание с практикумом каллиграфии» (для студентов 2-курса), «Теория и методика объяснительного чтения» (для студентов 4-го курса), «Методика преподавания кыргызского языка в начальной школе» (для студентов 3-го курса), и организация и руководство адаптационной, профессионально-педагогической деятельности студентов перед дипломной практикой.

Участвует в заседаниях кафедры, состою в ученом совете факультета и университета, явлюсь членом ученого совета факультета и университета, член технического и методического совета университета, принимаю участие в обсуждении учебных планов, тезисов лекций, планов семинарских и практических занятий. Как член технического и методического совета университета посещает заcедания и рецензирует методические работы преподавателей. С 2013 года является членом диссертационного совета 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (кыргызская литература). Как оппонент, рецензировала авторефераты диссертаций исследователей Совета. Работает с проектами, предложенные для начальной школы. Работает по проекту «вместе читаем» от USAID.

СЕРТИФИКАТЫ:

2000 г.Step by step. A Program for Children and families.Фонд Сорос-Казахстан. Алматы.

2001 г..Step by step. A Program for Children and families Фонд Сорос-Казахстан. Алматы.

2003 г. Step by step.По проекту PEAKS

2005-2006 г.г. PEAKS. USAID по разработке учебников и учебных пособий.

2009 г. Save the Children.Инклиюзивное образование.– Ош, 2009.

2010 г. Программа развитие критическое мышление через ЧТЕНИЕ и ПИСЬМО. РКМЧП.Фонд поддержки образовательных инициатив.

2010 г. USAID “Сапаттуу билим”.Основные компоненты личностно-ориэнтированного обучения.

2011 г. USAID проект “Сапаттуу билим”. Практикага багытталган окутууну пландоо жана уюштуруу көндүмдөрү.

2012 г. Проектирование образовательных программ на основе компотентного подхода .Академия высшего образования. . Teach.Ex.

2013 г.Современные технологии и методы организации учебной деятельности. ОФ Академия высшего образования. Teach.Ex.

2014 г. Жогорку билим берүүнүн сапат кепилдигинин, сыпат кепилдигинин, сапат маданиятынын, окутуу маданиятынын маселелери. Ednet. 2014.

2014 г.Улучшение навыков чтения учашихся начальных классов проект USAID “Читаем вместе”.

2015 г. Распространение лучших практик проведения недели многообразования в ВУЗах Кыргызстана.- Ош,2015

2015 г.Компетенция современного педагога. –Жалал-Абад, 2015

НАГРАДЫ:

1.Почетная грамота Жалал-Абадского государственного университета, 2007,2009,2012 гг.

2.Почетная грамота мэра города Жалал-Абада, 2013 год

3.Почетная грамота областного профсоюзного образования, 2015 год.

4.Почетная грамота МОиН Кыргызской Республики, 2008 год.

5.Отличник образования МОиН Кыргызской Республики 2012 год.

6.Заслуженный работник Жалал-Абадскогогосударственного университета 2013 год.

Научные публикации

Научные публикации:

Имеет более 140 научных и научно-методических работ. В том числе:

Диссертация:

1.Пути совершенствования словарной работы на уроках чтения в кыргызской начальной школе (на материале в 3 классе) . Дисс…к.п.н.– Алматы, 1992.170 с.

2.Педагогические основы обучения литературного чтения.Дисс…д.п.н.–Бишкек, 2013.–270 с.

Монографии:

1.Педагогические основы обучения литературного чтения. –Бишкек: Инсанат, 2010.– 280 стр. (на кырг.яз)

2.Методика обучения литературного чтения: теория и практика –Бишкек: Гулчынар, 2016, –280 стр. (на кыргызском языке)

Учебники и пособия:

1.Методика обучения родного языка в начальной школе.–Бишкек, 2016.–150 с.

Статьи:

1.С.Турусбеков и обьяснительное чтение // Вестник КГУ им.И.Арабаева. –Бишкек, 2013.–№7. –С.218-221.

2. Профессор К.Сартбаев и методика преподования кыргызского языка в начальной школе // Вестник КГУ им.И.Арабаева.– Бишкек, 2013.–№7. –С.218-221.

3. Методика обучения литературного чтения в начальной школе: опыт, будущее // Материалы республиканской научно-практической конференции. Вестник КГУ им.И.Арабаева.– Бишкек, 2013. – С.228-233

4. Развитие творческой способности ученика на уроках литературного чтения // Вестник КГУ им. И.Арабаева. –Бишкек.–С. 2013-264

5.Формирование творческой способности ученика на уроках литературного чтения // Вестник КГУ им. И.Арабаева. Спецвыпуск. –Бишкек,2013.–С. 207-209.

6. Организация читательской деятельности ученика в обучении литературного чтения //Вестник Кыргызского Академия образования.– Бишкек,2013.–№1 (28).–С.34-38

7.Организация творческой деятельности ученика в процессе обучении загадки на уроках литературного чтения // Вестник Жалал-Абадского государственного университета.– Жалал-Абад, 2013.– №1.–С.106-109

8. Исследования, посвященные методике обучения литературного чтения: проблемы и будущее //Материалы Республиканской научно-практическая конференция “Государственной язык – основа нации”Наука.Образование. Техника. Вестник, ОшКУУ. –Ош,2014.–№3.–С.113-117

9.Особенности изучения стиховорений на уроках литературного чтения // Вестник Жалал-Абадского государственного университета.–Жалал-Абад,2014.–№1.– С. 96-100

10. Содержание и структуратрудов, направленныхна развитие речи ученикав обучении литературного чтения // Материалы научно-практической конференции “Билимдүү муун –руху таза коомдун тиреги”,Известия вузов Кыргызстана.– Бишкек,2014.–№7.–С.70-74

11.Тенденции и изменения учебных планов, направленные на сохранение здоровья учеников начальных классов // Известия вузов Кыргызстана.–Бишкек,2014.– №7.–С.79-83

12.Опыт обучения орфографии в начальной школе // Известия вузов Кыргызстана. – Бишкек,– 2014.– №7.–С.105-108

13.Проблемы формирования нравственностиподростающего поколения в произведениях Чингиза Айтматова // Вестник Кыргызского Академия образования.– Бишкек, 2014.–№4.–С.74-78

14. Воспроизведение идеи формирования личности в произведениях Чингиза Айтматова // Вестник Кыргызского академия образования.–Бишкек, 2014.–№4(32).–С.78-81

15.Избранные методические труды для начальной школы (1-статья)// Вестник Кыргызского академия образования.–Бишкек, 2015.–№1 (33).–С.42-47

16. Избранные методические труды для начальной школы (2-статья)// Вестник Кыргызского академия образования.–Бишкек,2015.–№2.–С.23-29

17.Тенденции изменения учебного плана и проблемы улучшения качества обучения в начальных классах // Вестник Кыргызского Академия образования. Спецвыпуск. –Бишкек. 2015.–№3.–С. 20-26

18. Природа трудов посвященных обучении орфографии в начальной школе // // Материалы 12-республ. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы образовательного процесса в школе и вузе», посв. 70-летию д.п.н., член-корр. НАН КР, проф. Э. Мамбетакунова.Вестник Кыргызского национального университета им.Ж.Баласагына. – Бишкек, 2015. – С.368-374

19.Личностно-ориентированное обучение: источник творчества ученика на уроках литературного чтения// Материалы международной научно-практической конференции "Проблемы системы национального образования Кыргызской Республики в условиях глобализации".Вестник Ошского гуманитарно-педагогического института.– Ош, 2015.–№02(12).– С.189-197

20. Общность и различие учебных планов школ стран СНГ в конструировании учебного плана для профильного обучения // Материалы XIV междунар. заочной науч.-практ. конф. – № 12 (45). Часть I. – «Интернаука», 2015. –С.86-92

21. Проблемы целепологания в модернизации содержания начального образования в КР //Материалы XIV междунар. заочной науч.-практ. конф. – № 12 (45). Часть I. – «Интернаука», 2015.–С. 92-104

22. Содержание и природа устного народного творчества в учебниках литературного чтения//Наука.Образование. Техника Вестник ОшКУУ.– 2015. – №3. –С.64-69

23. Алыкул Осмонов – великий поэт // Вестник Кыргызского национального университета им.Ж.Баласагына .–Бишкек, 2015. –С.49-52

24. С литературного чтения к Айтматову // Вопросы языка, литературы и искусства Научный журнал. –Бишкек,2016.–№1.–С.12-16

25. Многоязычные здоровьесберегающие подходы – как основы для введения новых принципов конструирование учебного плана для начального образования // Материалы XIVI междунар. заочной науч.-практ. конф. – № 1 (46). Часть I. –. «Интернаука», 2016.–С.100-107

26. О содержании математической модели учебного плана для начальных классов обшеобразовательных школ КР // Материалы XIVI междунар. заочной науч.-практ. конф. – № 1 (46). Часть I. –. «Интернаука», 2016.–С.107-115

27. Психологические аспекты героев и их человеческие качества в произвелениях Чингиза Айтматова // Материалы XIVII междунар. заочной науч.-практ. конф. – № 2 (47). Часть 1. – «Интернаука», 2016.–С.132-136

28. Теоретические и практические проблемы литературного образования в начальной школе // Вестник Кыргызского национального университета Спецвыпуск. –Бишкек. 2016. –С.357-361

29. Проблемы формирования личности в произведениях Ч. Айтматова // Преподование языка и литературы.– Тащкент, 2016.– №5.–С.62-64

30. Источники творчества ученика в учебниках “Литературное чтение” // Известия вузов Кыргызстана.–2016.–№8. –С.129-133

31. Новые взгляды обучения литературного чтения // Известия вузов Кыргызстана.–Бишкек.2016.–№7. –С.203-207

32.Избранные методические труды для начальной школы Каратая Сартбаева// Материалы научно-практической конференции “Начальное образование –фундамент система образования” .– Бишкек. 2016.–С.200-203

32.Составление текста – творческая письменность // Журнал “Мугалим” .– Бишкек– 2016.– №12.–С.75-77

33. Педагогические идеи Советбека Байгазиева о семи наставлениях (на основе “Педагогический руханият”) // Материалы международной научно-практической конференции посвещенное к 20 летию НМУ “Образование, история и культура – предварительное условие государственного развития”.Вестник Нарынского государственного университета.–Бишкек,2016.–С.185-187

34.Формирование профессионального культура учителей начальных классов в процессе педагогической практики (на примере подготовки бакалавров) // Известия Кыргызского Академии образования.–Бишкек. 2016. – С.164-170

35.Личностно-ориэнтированные качества в произведениях Чингиза Айтматова: обучения,опыт // Материалы Международной научно-практической конференции «АЙТМАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ –2016» (12-13, Бишкек, Кыргызстан). – С.234-237.


Последняя редакция анкеты: 12 января 2017