Чудина Елена Ефимовна
  1. Ученая степень
    кандидат педагогических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Профессор Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Педагогические науки
  5. Регион
    Россия / Волгоградская область

выпускница физико-математического факультета Волгоградского государственного педагогического университета,в 1992 году была принята на работу на кафедру педагогики ВГПУ, в 1999 году поступила в аспирантуру кафедры педагогики, кандидатскую диссертацию по теме"Дидактические условия становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовки в вузе"под руководством доктора педагогических наук, Почетного профессора кафедры педагогики, Почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации Николая Михайловича Борытко защитила в 2002 году, 22 года работает на кафедре педагогики ФГБОУ ВПО "ВГСПУ". Читает лекционные курсы по дисциплинам "Педагогика","Современные средства оценки учебных достижений", "Психология профессиональной деятельности", "Педагогика и психология высшей школы". Принимает участие в международных, всероссийских, региональных конференциях, раскрывающих педагогическую проблематику.Для магистрантов и бакалавров ученым разработаны и апробированы в учебном процессе вуза авторские элективные курсы:"Профессиональное саморазвитие учителя", Профессиональное саморазвитие вузовского преподавателя", "Руководство научно-исследовательской работой школьников". Чудина Е.Е. руководит курсовыми, дипломными, магистерскими работами обучающихся педагогического университета, рецензирует кандидатские диссертации аспирантов и соискателей, также является руководителем научного общества учащихся по педагогике в лицее №8 "Олимпия", представители которого успешно выступают на конкурсах детско-юношеских работ г.Волгограда и области. Проводит семинары для педагогов - руководителей учебно-исследовательских работ. Круг научных интересов- профессиональное саморазвитие учителя в системе непрерывного образования, психология профессиональной деятельности, учебно-исследовательская деятельность учащихся. Результаты исследований представлены в 80 работах: тезисах, статьях, методических рекомендациях, учебных пособиях, в том числе статьях, опубликованных в журналах из перечня ВАК и реализуются в профессиональной педагогической деятельности автора.

Елена Ефимовна Чудина награждена Благодарственным письмом Волгоградской областной думы за заслуги в научно-исследовательской деятельности, успехи в подготовке высококвалифицированных научно-педагогических кадров для сферы образования,нагрудным бронзовым знаком Ш степени за вклад в развитие Волгоградского государственного педагогического университета, благодарственным письмом Волгоградского отделения общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь», благодарностью Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова, Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева, Журнала «Вестник образования России». Ученое звание профессора РАЕ присвоено 1.09.2014г.

В настоящее время - докторант кафедры педагогики.

Научные публикации

1.Педагогическое взаимодействие как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего учителя (статья).Воспитательная деятельность: педагогические, психологические и правовые аспекты: Материалы конференции.-Астрахань: Изд-во Астраханского госпедуниверситета, 2002. С 202 - 204.

2.Дидактическая ситуация становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя (статья).Педагог в лицее и гимназии: ценности и смыслы педагогической деятельности: Материалы педагогических чтений. 15 – 19 апреля 2002г. / Под ред. Н. М. Борытко, А.Н. Кузибецкого: Изд-во ВГИПКРО, 2002. С. 130 – 133.

3.Модель становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовки в вузе (статья).Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. тр. Вып. 7 /Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. С. 74 – 78.

4.Дидактические условия становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя (тезисы.Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тез.докл. IX годич.собран. Юж.Отд. РАО и XXI регион. Психол.-пед. чтений Юга России. Ростов н/Д., 2002. Ч.II. С. 123.

5.Педагогическое взаимодействие в профессиональном саморазвитии.Современные проблемы воспитания детей: Тезисы городской научно-практической конференции 26.04.01 Волгоград, 2002. С. 36-38.

6.Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя в системе целей непрерывного образования. VI региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, г. Волгоград, 13-16 нояб. 2001 г.: Тез.докл. Направление 11 «Педагогика и психология» Волгоград: Перемена, 2002. С.6-8.

7.Процесс становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя.Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тез.докл. X годич.собр. Юж.Отд. РАО и XXII регион. Психол.-пед. чтений Юга России. Ростов н/Д., 2003. Ч.I . С. 97.

8.Функции профессионально-личностного саморазвития будущего учителя .VII региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, г. Волгоград, 12-15 нояб. 2002 г.: Тез.докл. Направление 11 «Педагогика и психология» Волгоград: Перемена, 2003. С.58 – 60.

9.Дидактическая ситуация становления профессионально-личностного саморазвития .VII региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, г. Волгоград, 12-15 нояб. 2002 г.: Тез.докл. Направление 11 «Педагогика и психология» Волгоград: Перемена, 2003. С.101 – 103.

10.Профессиональное саморазвитие учителя: теоретический аспектСовременное лицейское образование: воспитательные и профессионально-педагогические аспекты: Материалы педагогических чтений "Лицей: ценности современного образования" (24-25 апреля 2001 г.): В 2-х частях / Под ред. В.В.Зайцева, Н.М.Борытко, А.Н.Кузибецкого. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. - Ч -2. - С. 65-67.

11.Педагогическое взаимодействие как ведущее условие профессионально-личностного саморазвития будущего учителя .Пути модернизации лицейского образования: воспитательное взаимодействие в образовательном процессе: Материалы педагогических чтений. 11 апреля 2003г. / Под ред. В. В. Зайцева, Н. М. Борытко,А. Н. Кузибецкого: Изд-во ВГИПКРО, 2003. С. 89 – 92.

12.Профессионально-личностное саморазвитие будущих учителей в контексте профессионального воспитания .Профессиональное воспитание /Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко, М. В. Корепановой и др. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2004. – 96с. – (Сер. «Актуальные проблемы современного воспитания».Вып. 1).С.46-50.

13.Начальный этап профессиональной подготовки в становлении профессионального саморазвития учителя .VIII региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, г. Волгоград, 11-14 нояб. 2003 г.: Тез.докл. Направление 12 «Педагогика и психология» Волгоград: Перемена, 2004. С.160 – 162.

14.Диагностика профессионально-личностного саморазвития будущих учителей.Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тез.докл. XI годич.собран. Юж.Отд. РАО и XXIII регион. Психол.-пед. чтений Юга России. Ростов н/Д., 2004. Ч.I . С. 214-215.

15.Диагностика дидактических условий профессионально-личностного саморазвития будущего учителя.Педагогическая диагностика в воспитании /Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко, М. В. Корепановой и др. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2004. – 96с. – (Сер. «Актуальные проблемы современного воспитания».Вып. 2).С. 35 – 38.

16.Возможности учебно-исследовательского проекта в профессионально-личностном саморазвитии будущих учителей.Научно-исследовательская работа студентов в системе профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Краснодар, 2004. С. 42-44.

17.Профессионально-личностное саморазвитие в профессиональном воспитании будущего учителя.Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч.тр. /Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2004. С. 365-376.

18.Специфика затруднений студентов при изучении педагогических

дисциплин .Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тез.докл. XII годич.собран. Юж.Отд. РАО и XXIV регион. Психол.-пед. чтений Юга России. Ростов н/Д., 2005. Ч.I . С.

19.Профессиональное воспитание будущих учителей на начальном этапе педагогической подготовки в вузе.Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. И материалов по итогам науч. конф. Волгоград, 27-30 сент. 2004 г.: в 2 ч. – Волгоград: Перемена, 2005. – Ч. 2. С. 243 – 249.

20.Принципы реализации дидактических условий становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя.Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. тр. Вып.6 /Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. С. 69 – 73.

21.Опытно-экспериментальная работа по реализации дидактических условий профессионально-личностного саморазвития будущего учителя.Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. тр. Вып.9 /Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. С. 83 – 89.

22.Возможности педагогической практики в становлении профессионально-личностного саморазвития будущих учителей.Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. тр. Вып.14 /Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2003. С. 85 – 88.

23.Профессиональное саморазвитие учителя (учебная программа)печ.Программа элективного курса для студентов педагогических специальностей вузов /Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2004. 16 с.

24.Методика преподавания педагогики: Программа учебного курса и материалы для студентов педагогических специальностейВолгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2005. – 32 с.

25.Научно-методические основы курса «Профессиональное саморазвитие учителя». Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. Тр. Вып.19 /Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2005. С. 88 – 92.

26.Концепция профессионально-личностного саморазвития как основа профессионального воспитания будущего учителя Воспитательный потенциал гуманитарного образования: Материалы Ш Всероссийской научно-практической конференции «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» Ш Всероссийская научно-практическая 25 – 26 октября 2005г., Казань ТГГПУ/Авт-сост. И.Э. Ярмакеев.-Казань:Изд-во ТГГПУ, 2005.Ч.1, 416с. С.60-65

27.Сущность самоорганизации как компонента профессионально-личностного саморазвития.Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тез.докл. XIII годич.собран. Юж.Отд. РАО и XXV регион. Психол.-пед. чтений Юга России. Ростов н/Д.:Изд-во РГПУ, 2006. Ч.Ш . С.159-160

28.Научное общество учащихся как условие развития ключевых компетенций.Инновационная деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании: потенциал, цели, содержание, эффективность: Материалы педагогических чтений, Волгоград, 11-13 апреля 2006г./Под ед.Н.М.Борытко, А.Н.Кузибецкого.- Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007. – 392 с.

29.Психолого-педагогические основы профессионализма. Ч 1: метод.указания/ сост.: Е.Е. Чудина , Н.В. Дулина/ ВолгГТУ.-Волгоград, 2007. -16 с.

30.Психолого-педагогические основы профессионализма. Ч 2: метод.указания/ сост.: Е.Е. Чудина , Н.В. Дулина/ ВолгГТУ.-Волгоград, 2007. -16 с.

31.Профессионально-личностное саморазвитие при изучении педагогических дисциплин.Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тез.докл. XIY годич.собран. Юж.Отд. РАО и XXVI регион. Психол.-пед. чтений Юга России. Ростов н/Д.:Изд-во РГПУ, 2007. Ч.Ш . С.280-283

32.Научно-исследовательская работа студентов как условие профессионально-личностного саморазвития.Гуманитарные науки: новые технологии образования: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 17-18 мая 2007 г.: в 2 ч. Ч 2 /Отв.ред. К.И. Хаджиалиев. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2007. – 224 с.

33.Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя как целостностьПеч.Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Материалы методологического семинара пам. Проф. В.С.Ильина. вып.8 /под ред. Н.К.Сергеева. сост. Н.М. Борытко. Волгоград: Издательство ВГПУ «Перемена», 2008 -238с.

34.Профессионально-личностное саморазвитие как показатель качества современного образования Печ.Современное качество образования в инновационных учреждениях: научные основы, опыт, перспективы, достижения, г.Волгоград, 12-13 апреля 2007г.- Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. - 628

35.Технологическое обеспечение современного семинара.Урок в современном образовательном учреждении: теоретические модели, инновационный опыт, факторы и условия эффективности: материалы международных педагогических чтений Волгоград, 17-18 апреля 2007 г. Лицей №8 «Олимпия»

36.Учебно-методический комплекс по курсу «Педагогика» /под ред. Проф. Н.К.Сергеева Печ.Учебно-методический комплекс по курсу «Педагогика» /под ред. Проф. Н.К.Сергеева. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008.- 204 с.

37.Потенциал научного общества обучающихся в УДОД.Достижение нового качества дополнительного образования детей в условиях учреждений дополнительного образования: материалы открытой научно-практической конференции (Камышин, 20-23 мая 2008г.)/под ред. Г.А.Ястребовой, Г.И.Гузевой. – Волгоград: Изд-во ВГАПКРО, 2009.-228 с.

38.Профессионально-личностное саморазвитие в системе современного педагогического образования.Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана Материалы докладов XXVШ международных психол.-пед. чтений Ростов н/Д.:ИПО ПИ ЮФУ, 2009. Ч.Ш . 396 с.

39.Патриотическое воспитание в деятельности детских и молодежных общественных организацийПатриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях модернизации образования: проблемы, поиски, решения: Матер.област.науч.-прак. Конф. Работников образования, посвящ. 90-летию государственной системы доп. Образования детей (Волгоград, 8 декабря 2008 г.) / под ред. Г. А. Ястребовой, Ю. С. Богачинской, Е. Ю. Ткачевой. – Волгоград: Изд-во ВГАПКРО, 2009. – 264 с.

40.Развитие толерантности в деятельности детских и молодежных общественных организацийТолерантность в России вопросы истории и ответы современности, всероссийская науч.-практ.конф. (2008; Волгоград): 11 Всероссийская научно-практическая конференция «Толерантность в России: вопросы истории и ответы современности», 20 ноября 2008 г.: /сост. Ед. А.Н.Долгенко. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009, 2009. – 224 с.

41.Воспитание толерантности современных школьниковТолерантность в России вопросы истории и ответы современности, всероссийская науч.-практ.конф. (2008; Волгоград): 11 Всероссийская научно-практическая конференция «Толерантность в России: вопросы истории и ответы современности», 20 ноября 2008 г.: /сост. Ед. А.Н.Долгенко. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009, 2009. – 224 с.

42.Система дидактических принципов становления профессионально-личностного саморазвития будущих учителей. Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: материалы методологического семинара памяти проф. В.С.Ильина. Вып.9: в 2 ч. Ч.2: Целостный педагогический процесс в профессиональном образовании/ науч. Ред. Н.К. Сергеев; сост К.Ю. Грачев . – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – 243 с.

43.УМК по курсу «Педагогика» для подготовки бакалавров педагогических вузов Печ.УМК по курсу «Педагогика» для подготовки бакалавров педагогических вузов /под ред. Н.К. Сергеева. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – 570с

44.Методическая работа лицея как инновационного учреждения общего образования.Теория и инновационный опыт проектирования и реализации систем урочной и внеурочной занятости учеников в образовательных учреждениях. Материалы международных педагогических чтений «Становление ученика как компетентного человека культуры информационного общества: потенциал урочных и внеурочных занятий», посвященных 75-летию Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования /Под ред.Борытко Н.М., Кузибецкого А.Н. – Волгоград: Из-во лицея №8 «Олимпия», изд-во ВГАПКРО, 2010. – 584 с.

45.Методические основы подготовки будущих учителей.Развитие личности в образовательных системах: Материалы докладов ХХIХ Международных психол.-пед. чтений Ростов н/Д.:ИПО ПИ ЮФУ, 2010. Ч.Ш . 516 с.

46.Научно-методические основы элективного курса «Профессиональное саморазвитие вузовского преподавателя».Развитие личности в образовательных системах: Материалы докладов ХХХ международных психол.-пед. чтений Ростов н/Д.:ИПО ПИ ЮФУ, 2011. Ч.2. 582 с.

47.Профессионально-личностное саморазвитие как основа рефлексивно-оценочной деятельности современного педагога.Рефлексивно-оценочная деятельность субъектов образования в компетентностных образовательных моделях: теория, технологии, измерители. Материалы международных педагогических чтений/ под ред. Проф. Максимова Л.К., Кузибецкого А.Н. – Волгоград: Изд-во лицея №8 «Олимпия», изд-во ВГАПКРО, 2010. – 452 с.

48.Научно- методические основы подготовки будущих преподавателей педагогики. "Модернизация педобразования и проблемы педагогики высшей школы: методология, практика, инновации»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции на базе Коми педуниверситета, февраль, 2012г. Отв.ред. М.В.Китайгородский - Сыктывкар: Коми пединститут, 2012, 286c.

49.Научно-методические основы элективного курса «Руководство научно-исследовательской работой школьников» Непрерывное образование в России:традиции, современность, перспективы. Материалы региональной научно-практической конференции.г. Михайловка, Волгоградской области 21декабря 2012г. – Волгоград, 2012. – 160с.

50.Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя в вузе.Известия Волгоградского государственного технического университета: межвузовский сборник научных статей. Сер.: Проблемы социально-гуманитарного знания. Волгоград. - 2013.- Т. 13. № 9(112). – 192с. ISSN 1990-5297

51.Становление профессионально-личностного саморазвития будущего учителя в вузе. Сибирский педагогический журнал. Научное периодическое издание Новосибирск. – 2013. - №3. – 278с. - ISSN 1813-4718

52.Концепция профессионально-личностного саморазвития учителя в непрерывном педагогическом образовании. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Всероссийский научный журнал. Краснодар. – 2013. - № 4. – 474 с. ISSN 2220-2404

53.Педагогическая поддержка профессионального саморазвития будущего учителя в педвузе.

Научное мнение. Научный журнал. Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., – 2013. - № 6. – 204 с. ISSN 2222 - 4378

54.Научно-методические особенности элективного курса «Руководство научно-исследовательской работой школьников».Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. : Педагогические науки. – 2013. - №7

55.Принципы педагогической поддержки профессионального саморазвития студентов педагогического вуза

Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск. – 2013. - №5. - 252 c.

56.Интеграция вуза и образовательных учреждений в организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников.Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: сб.тр. по итогам Междунар. науч. конф. Волгоград, 8-9 окт. 2013 г./ под ред. В.В. Cерикова, С.В.Куликовой. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2013. – 275 с.

57.Возможности элективного курса в профессиональном саморазвитии магистрантов.Вестник Волгоградской академии МВД России. Выпуск 1 (28) 2014 : научно-методический журнал. — Волгоград : ВА МВД России, 2014. — 212 с.

58.Педагогические условия формирования профессиональной мотивации будущего учителя географии.Вестник Томского государственного педагогического университета.Томск. – 2013. - №13.

59.Профессиональное саморазвитие учителя в интерактивном обучении.Инновации в образовании. Москва.-2014.-№7

60.Функции саморазвития учителя в непрерывном педагогическом образовании.Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. : Педагогические науки. – 2014. - №1(86)

61.Профессиональное саморазвитие слушателей школы педагогического мастерства.Известия Волгоградского государственного технического университета: межвузовский сборник научных статей. Сер.: Проблемы социально-гуманитарного знания. Волгоград. Выпуск 16. № 5 (132)- 2014.-140с.

62.Профессиональное саморазвитие учителя как основа организации

исследовательской деятельности обучающихся .Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Всероссийский научный журнал. Краснодар. – 2014. - № 3. – 400 с. ISSN 2220-2404

63.Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя в реализации ФГОС ВПО.Мiждународна конференцiя “Наука та сучаснiсть: виклики XXI столiття» м. Киiв/31 ciчня 2014р. Центр наукових публiкацiй. – 190стр.

64.Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя в реализации требований

ФГОС 3+. VI международная научно-практическая конференция:

«Современные концепции научных исследований» (Россия, г. Москва, 26-27 сентября 2014 г.)./под ред. Каркушина Д.П.- г. Москва, 2014г.- №6.- 170 с.

65.Учебно-методический комплекс к программе учебной дисциплины «Руководство научно-исследовательской работой школьников» для магистрантов по направлению 44.04.01 «педагогическое образование»/ Науч. ред. Н. К. Сергеев. – М.: Планета, 2014. – 112 с.


Последняя редакция анкеты: 8 сентября 2014