1. Ученая степень
    Доктор психологических наук
  2. Ученое звание
    Профессор
  3. Научное направление
    Психологические науки
  4. Регион
    Россия / Санкт-Петербург

Известный дефектолог, нейропсихолог, логопед. Ведущий специалист по диагностике и коррекции  врожденных и приобретенных нарушений интеллекта.

Потомственный дефектолог. Окончила с отличием Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И. Герцена в 1986 году по специальности олигофренопедагогика. Научно-преподавательская деятельность с 1990 года. С 2016-2018 г. - декан факультета специального и инклюзивного образования , заведующая кафедрой общей и коррекционной педагогики Смольного института Российской Академии образования. С 2018 и по настоящее время профессор, заведующий  кафедрой дефектологии, специальной и клинической психологии АНО ВО «СПбПИ».  Почетный профессор Национального института здоровья,  Почетный профессор Смольного института Российской академии образования. Действительный член (академик) Европейской Академии Естественных наук. Действительный член Акмеологической академии. Доктор психологических наук. Кандидат педагогических наук. Председатель академической секции специального образования и комплексной реабилитации Европейской академии естественных наук (Ганновер). Первый Вице-президент Международной ассоциации логопедов, дефектологов и психологов. 

Ученый и практик  в области  нейропсихологии, олигофренопсихологии и олигофренопедагогики, клиники интеллектуальных нарушений, специальной психологии, нейропсихологической коррекции.  Автор программ комплексной коррекции интеллекта, речи и поведения при  задержках психического и психо-речевого развития различного генеза, умственной отсталости, СДВГ, РАС, тяжелых нарушениях речи,  при детской деменции, пресенильной деменции. 

 

Научные публикации

 

Автор более 90 публикаций по актуальным проблемам специальной психологии, коррекционной педагогики, клиники интеллектуальных нарушений, нейропсихологии.

Наиболее значимые публикации:

1.Данилкина М.Ю. Дифференциальная диагностика психических нарушений детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. / Л.М. Шипицина, В.Н. Панферов, Ю.Т. Матасов и др. Методические рекомендации для психолого-медико-педагогических комиссий. СПб., РГПУ им. А.И. Герцена: “Образование”, 1992 г. С. 41-55

2.Данилкина М.Ю. Особенности дискурсивного мышления умственно отсталых учащихся. СПб. 1996. 190 с.

3.Данилкина М.Ю. Партисипативный подход в управлении как одно из условий инновационной деятельности образовательного учреждения. /Материалы Международной научно-практической конференции «VIII Царскосельские чтения», СПб. 2004. 

4.Данилкина М.Ю. Мотивационно-целевой аспект в управлении школой в условиях вынужденной интеграции /Материалы Международной научно-практической конференции «VIII Царскосельские чтения», СПб. 2004.

5.Данилкина М.Ю. Развитие речи как средство социализации детей с умственной отсталостью. Изд-во ЧГУ, Череповец, 2004. 

6.Данилкина М.Ю. Снижение ранга «синдрома эмоционального выгорания» педагогов в условиях инклюзивного образования. /Сборник трудов участников VI Межвузовской конференции молодых ученых. 4.1. - Череповец.: Изд. ЧГУ. - 2005.

7.Данилкина М.Ю. Социально-культурная деятельность как фактор повышения качества образования Проблемы управления качеством образования в гуманитарном ВУЗе: Материалы 10-й Международной научно-методической конференции 26-27 октября 2005 года. Изд-во СПбГУП. СПб., 2006. 

8.Данилкина М.Ю. Антропосоциальный подход к современному управлениюобразованием.  СПб., ИСПиИО, 2006. 

9.Данилкина М.Ю. Социально-психологические проблемы семьи, имеющей больного с атрофической деменцией, обусловленной болезнью Паркинсона. /Литвиненко И.В.//Семья: тенденции развития и проблемы социально-педагогического сопровождения детей: всероссийская научно-практическая конференция: сб. материалов конф.; СПБ. - ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007.

10.Данилкина М.Ю. Поздний дизонтогенез: влияние домашних животных на снижение риска возникновения депрессий. /Литвиненко И.В.// Современное общество специальное образование». Международная научно-практическая конф. 25-26 апреля 2007: сб. материалов конференции. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. С. 125-129.

11.Данилкина М.Ю. К вопросу о посттравматической деменции /Литвиненко И.В.//Высшее образование ХХI века: сб. ст.– СПб.- ЛГУ им. П.С. Пушкина, 2007. – С. 167-171

12.Данилкина М.Ю. К вопросу о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью – лечить или воспитывать? / Ю.А. Фесенко, Л.М. Кобрина// Теоретические и прикладные основы психолого - педагогического и медико – социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 6 марта 2007. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007., С. 180-185

13.Данилкина М.Ю. Клинико-психолого-педагогические аспекты поврежденного развития у детей школьного возраста /Литвиненко И.В.//Успехи детско-подростковой психиатрии и психотерапии (исторический и междисциплинарный подход): материалы конференции «Мнухинские чтения 19 ноября 2007. СПб., 2007. – С. 184-187– (264 с.) 

14.Данилкина М.Ю. Психокорекционная работа с детьми: Учебная программа (Методическая разработка). Сборник программ по циклам общепрофессиональных дисциплин, дисциплинам предметной подготовки и факультативным дисциплинам по специальности 032000 «Специальная дошкольная педагогика и психология». - СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2007.- С. 258 – 265

15.Данилкина М.Ю. Психология лиц с умственной отсталостью. Учебная программа (методическая разработка.//Сборник программ по циклам общепрофессиональных дисциплин, дисциплинам предметной подготовки и факультативным дисциплинам по специальности «Специальная психология». - СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2007.- С. 73-97

16.Данилкина М.Ю. Методика формирования элементарных математических представлений: Учебная программа (методическая разработка) Сборник программ по циклам общепрофессиональных дисциплин, дисциплинам предметной подготовки по специальности 032000 «Специальная дошкольная педагогика и психология». - СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2007.- С. 174 – 182

17.Данилкина М.Ю. Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Учебно-методические материалы. / Кобрина Л.М, Литвиненко И.В. // Учебно-методический комплекс по специальности  050714.65 «Олигофренопедагогика». - СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2007.- С. 37-55

18.Данилкина М.Ю. Логопедия Учебно-методические материалы //Учебно-методический комплекс по циклам общепрофессиональных дисциплин, дисциплинам предметной подготовки и факультативным дисциплинам по специальности 050714.65 «Олигофренопедагогика». - СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2007.- С. 148-160

19.Методика преподавания русского языка. Учебно-методические материалы. Учебно-методический комплекс по циклам общепрофессиональных дисциплин, дисциплинам предметной подготовки  по специальности 050714.65 «Олигофренопедагогика». - СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2007.- С. 186-229

20.Данилкина М.Ю.  Социальная деятельность как средство формирование трудовой мотивации у учащихся с ограниченными возможностями здоровья Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина Научный журнал. – № 4 .– Том 3. Педагогика. 2008 – С. 39-48.

21.Данилкина М.Ю. Организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе специального образования Ленинградской области. /Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова. Известия Южного федерального университета. 2009. № 12. С..275-290.

22.Данилкина М.Ю. Реализация региональной концепции непрерывного образования средствами дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья /В.Н. Скворцов, , Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова// Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина /. Научный журнал. – № 2 . 2010. – Том 3. Педагогика. 2010. С.5–16.

23.Данилкина М.Ю. Система специального образования как социальная форма интегрированного обучения и воспитания /Кобрина Л.М.// Социальная политика: современность и будущее: материалы междунар. науч. практ. конф. 21 янв. 2010 г. – СПб.; ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010., С 58 - 64.

24.Данилкина М.Ю. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как форма реализации концепции непрерывного образования в регионе. /Л.М Кобрина., Е.Т. Логинова// Специальное образование: традиции и инновации: материалы II Международной научно – практической конференции., 8 – 9 апреля 2010 года, г. Минск / Бел. гос. пед. ун.т им. М. Танка – Минск: БГПУ, 2010 – стр. 96-99.

25.Данилкина М.Ю. Система специального образования как базис интеграции и инклюзии. /Кобрина Л.М.// Специальное образование: материалы VI Международной научной конференции 21 -23 апреля 2010 г. /под общ ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010 г. – т. 2. – стр. 197 – 203.

26.Данилкина М.Ю. Интегративный подход к условиям психолого-педагогической помощи лицам с интеллектуальными нарушениями. /И.В. Литвиненко// Специальное образование: материалы VI междунар. науч. конф., 21–23 апр. 2010 г. под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010 г. – Т. 2. С. 135–140.

27.Данилкина М.Ю. Особенности проявления когнитивных и психотических нарушений при поврежденном психическом развитии. /И.В. Литвиненко // Специальное образование: материалы VII Международной научной конференции 21 -22 апреля 2011 г. / под общ ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011 г. – т. 2. – стр. 176 – 182.

28.Данилкина М.Ю. Компетентностный подход к социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальное образование: материалы VII Международной научной конференции 21-22 апреля 2011 г. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011 г. – т.2. – стр. 106 – 111.

29.Данилкина М.Ю. Проявления когнитивных и немоторных нарушений при поврежденном психическом развитии (деменции) /Литвиненко И.В. //Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал, 2011.- № 3. – Т. 3. Педагогика. С. 57-64

30.Данилкина М.Ю. Комплексный подход в диагностике когнитивных нарушений при деменции. /Литвиненко И.В.//Специальное образование: материалы IX междунар. науч. конф., 24–25 апр. 2013 г. под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. – Т. 2. С. 94–99.

31.Данилкина М.Ю. Теоретико-методологические и содержательные проблемы интегрированного обучения лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии: программа учебной дисциплины (метод. разработка) //Учебно–методический комплекс (программы подго-товки педагогов общеобразовательных школ, магистерские программы «Педагог интегрированного обучения»).- СПб.: ЛГУ им.А.С. Пушкина, 2010.- 15.5 п.л.– ISBN 978-5-8290-1033–1. С. 194-203

32.Данилкина М.Ю. Теоретические и методологические основы интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (метод. разработка) //Учебно–методический комплекс (программы подго-товки педагогов общеобразовательных школ, магистерские программы «Педагог интегрированного обучения»).- СПб.: ЛГУ им.А.С. Пушкина, 2010.- 15.5 п.л.– ISBN 978-5-8290-1033–1. С. 219-232

33.Данилкина М.Ю. Теоретические и методологические основы профессиональной компетентности педагога интегрированного обучения (метод. разработка) // Учебно–методический комплекс (программы подго-товки педагогов общеобразовательных школ, магистерские программы «Педагог интегрированного обучения»).- СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010.- 15.5 п.л.– ISBN 978-5-8290-1033–1. С. 212-218

34.Данилкина М.Ю. Проектирование социально-реабилитационной среды лиц с ограниченными возможностями здоровья (метод. разработка)//Учебно–методический комплекс (программы подго-товки педагогов общеобразовательных школ, магистерские программы «Педагог интегрированного обучения»).- СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010.- 15.5 п.л.– ISBN 978-5-8290-1033–1. С. С. 73-96

35.Данилкина М.Ю. Обучение и воспитание отстающих детей в средней общеобразовательной школе. /Кобрина Л.М., Анисимова А.Н. Переподготовка педагогов: учеб.-метод. пособие. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. ISBN 978-5-8290-1067-6

36.Данилкина М.Ю. Проектирование социально-реабилитационной среды лиц с ограниченными возможностями здоровья (метод. разработка) //Учебно–методический комплекс (программы подготовки педагогов общеобразовательных школ, магистерские программы «Педагог интегрированного обучения»).- СПб.: ЛГУ им.А.С. Пушкина, 2011.- 10.5 п.л.– ISBN 978-5-8290-1065 – 2. С. 20-40

37.Данилкина М.Ю. Интегрированное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии на основе дифференцированной коррекционно-развивающей работы в условиях общеобразовательной сельской школы Ленинградской области: Учебно-метод. пособие /Кобрина Л.М., Денисова О.А., Логинова Е.Т. и др. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. ISBN 978-5-8290-1045-4

38.Данилкина М.Ю. Теоретико-методологические и содержательные проблемы интегрированного обучения лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии: программа учебной дисциплины (метод. разработка) //Учебно–методический комплекс (программы подготовки педагогов общеобразовательных школ, магистерские программы «Педагог интегрированного обучения»).- СПб.: ЛГУ им.А.С. Пушкина, 2011.- 10.5 п.л.– ISBN 978-5-8290-1065-2 С.121-129

Данилкина М.Ю. Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : сборник статей / Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; [под ред. М. Ю. Данилкиной]. - Санкт-Петербург : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. - 80 с.; ISBN 978-5-8290-1087-4

39.Данилкина М.Ю. Теоретические и методологические основы интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (метод. разработка) //Учебно–методический комплекс (программы подготовки педагогов общеобразовательных школ, магистерские программы «Педагог интегрированного обучения»).- СПб.: ЛГУ им.А.С. Пушкина, 2011.- 10.5 п.л.– ISBN 978-5-8290-1065 – 2. С. 143-153

40.Данилкина М.Ю. Теоретические и методологические основы профессиональной компетентности педагога интегрированного обучения (метод. разработка) //Учебно–методический комплекс (программы подготовки педагогов общеобразовательных школ, магистерские программы «Педагог интегрированного обучения»).- СПб.: ЛГУ им.А.С. Пушкина, 2011.- 10.5 п.л.– ISBN 978-5-8290-1065 – 2. С. 137-143

41.Данилкина М.Ю. Интегрированное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы Ленинградской области: учебно-метод. пособие / Кобрина Л.М., Денисова О.А., Логинова Е.Т. и др. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011.-188 с. ISBN 978-5-8290-1106–2

42.Данилкина М.Ю. Проявления когнитивных и немоторных нарушений при поврежденном психическом развитии (деменции) /Литвиненко И.В. //Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал, 2011.- № 3. – Т. 3. Педагогика. С. 57-64

43.Данилкина М.Ю. Комплексный подход в диагностике когнитивных нарушений при деменции. /Литвиненко И.В. Специальное образование: материалы IX междунар. науч. конф., 24–25 апр. 2013 г. под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. – Т. 2. С. 94–99.

44.Данилкина М.Ю, К вопросу о психологическом и неврологическом статусе лиц с задержкой психического развития/ Литвиненко И.В. //Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал, 2013.- № 4. – Т. 3. Педагогика.

45.Данилкина М.Ю. Инновационные подходы к обучению детей с аутизмом /Кобрина Л.М. «XII Мнухинские чтения. Аутизм: медико-психолого-педагогическая, социально-экономическая и правовая проблема. Сборник статей. Под общей редакцией Ю.А. Фесенко, Д.Ю. Шигашова. СПб., изд. Виктория плюс. 2014. – С. 60-64 – (250 с.) ISBN 978-5-91673-111-8

46.Данилкина М.Ю. Реализация региональной концепции непрерывного образования средствами дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья /В.Н. Скворцов, Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова// Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья. Монография. Т.2. Санкт-Петербург. 2014 ISBN 978-58290-1307-3, с. 198-208

47.Данилкина М.Ю. Организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе специального образования Ленинградской области. /Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова. // Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья. Монография. Т.2. Санкт-Петербург. 2014, ISBN 978-58290-1307-3.

48. Данилкина М.Ю., Браун Т.П. Психолого-педагогические риски учителя в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования /Коррекционно-педагогическое образование, № 2 (2), 2015, стр. 39-48

49. Данилкина М.Ю.Современные тенденции развития инклюзивного и специального образования. ЛГУ им. А.С. Пушкина. Специальное образование.Том 1. Номер XI . 2015

Данилкина М.Ю. Специальное образование в современных социально-культурных условиях. /Кобрина Л.М., О.А. Денисова// Методология и стратегии развития современного образования. 2015, с. 148-154

50. Данилкина М.Ю. Мотивационный менеджмент образовательной организации в условиях модернизации российского образования. Дефектология как базис инклюзии: материалы международной научно-практической конференции 14-15 сентября 2016 г. под общей редакцией Г.М. Иманова и М.Ю. Данилкиной – СПб.; Смольный институт РАО, 2016. - Т. 1. С. 67-73 ISBN 978-5-985-29124-7

51. Данилкина М.Ю. Реализация принципа «Дефектология как базис инклюзии» в современных социокультурных условиях//Кобрина Л.М.//Дефектология как базис инклюзии: материалы международной научно-практической конференции 14-15 сентября 2016 г. под общей редакцией Г.М. Иманова и М.Ю. Данилкиной – СПб.; Смольный институт РАО, 2016. - Т. 1. С. 73-81 ISBN 978-5-985-29124-7

52. Данилкина М.Ю. Проблемы диагностики и психолого-педагогической помощи детям с приобретенным слабоумием органического генеза//Дефектология как базис инклюзии: материалы международной научно-практической конференции 14-15 сентября 2016 г. под общей редакцией Г.М. Иманова и М.Ю. Данилкиной – СПб.; Смольный институт РАО, 2016. - Т. 1. С. 189-195 ISBN 978-5-985-29124-7


Последняя редакция анкеты: 8 ноября 2023