1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Страна
    Кыргызстан

Добаев Кыргызбай Дуйшенбекович родился в 1954 году в селе Соколовка Аксуйского района Иссык-Кульской области Кыргызской ССР. В 1980 г. окончил филологический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина. С 1980 по 1985 год работал преподавателем кафедры методики преподавания русского языка филологического факультета Пржевальского государственного педагогического института. С 1985 по 1987 год был аспирантом Академии педагогических наук СССР, досрочно защитившим кандидатскую диссертацию под руководством академика А.В.Текучева. С 1987 по 2001 год работал в качестве заведующего кафедрой преподавания русского языка и литературы и декана филологического факультета ИГУ имени К.Тыныстанова. В период с 1990 по 1993 год являлся докторантом кафедры преподавания русского языка как иностранного филологического факультета МГУ имени М.Ломоносова. В 1999 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук. В эти же годы, в знак признания неустанной, плодотворной и эффективной научно-педагогической деятельности, ему были присвоены звание профессора. С 2001 по 2003 год работал начальником Учебно-методического управления, заместителем директора ИППКК КНУ имени Ж.Баласагына. С октября 2003 по февраль 2004 года работал начальником Учебно-инспекционного управления Кыргызской государственной юридической академии. С февраля 2004 по май 2007 года работал проректором по учебной работе Института стратегических информационных технологий в образовании (ИСИТО). С 2007 по 2013гг. был директором Центра проблем профессионального образования, с 2013г. по настоящее время является заведующим Лаборатории педагогики и профессионального образования Кыргызской академии образования.

Член редколлегии журналов «Известия КАО» и «Педагогика и психология» (Республика Казахстан). Основатель и заместитель главного редактора журнала «Среднее профессиональное образование в КР». Член специализированного Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по педагогическим специальностям при КАО, а также был членом специализированного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций город Алматы (КЖНП) в период с 2005 по 2010 гг. Подготовил 4-х кандидатов наук и 2-х докторантов. Автор более 100 научных и научно-методических работ по педагогике и лингводидактике, а также более 50 статей по актуальным проблемам школьного и вузовского образования, опубликованных на страницах республиканской периодической печати.

Один из разработчиков концепции профильного обучения на старшей ступени школьного образования. Является одним из авторов Программы по русскому языку для 1-5 классов одиннадцатилетней общеобразовательной школы с кыргызским языком обучения. Является одним из разработчиков ныне действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Макета государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, обновленного классификатора направлений и специальностей среднего и высшего профессионального образования. В 2012 году под руководством профессора Добаева К.Д. разработаны Государственные образовательные стандарты по 23 педагогическим направлениям на компетентностной основе.

В настоящее время является консультантом проекта «Национальное оценивание образовательных достижений учащихся 4 класса 2014 года: цели, задачи, ожидаемые результаты» реализуемого в рамках проекта «Российская программа содействия развитию образования» (READ).

Разработчик специальных учебных курсов:

•«Современные инновационные технологии в школе»

•«Интерактивные технологии в учебном процессе»

•«Лингвистические основы обучения русскому языку в кыргызской школе»

•«Лингвистические основы обучения кыргызскому языку в русскоязычной школе»

• «Шаги по внедрению кредитной технологии у учебный процесс»

• Разработка и составление тестовых заданий по русскому языку.

Научные публикации

Автор более 150 опубликованных научных работ и свыше 40 газетных публикаций в республиканских периодических изданиях по вопросам реформирования образования и т.д.. Перечень наиболее важных из них приводится ниже:

1.Вуз - не ликбез для лоботрясов // Слово Кыргызстана. – 20 ноября 2001 г.

2.Всеобщее среднее просится в отставку // Слово Кыргызстана. – 10 января 2002 г.

3.Я бы в школьники пошел // Вечерний Бишкек - 17 января 2002 г.

4.О государственных образовательных стандартах // Кут билим - 15 февраля 2002 г.

5.От уравниловки – к обучению по специальности // Кут билим - 21 февраля 2002 г.

6.Об учебниках кыргызского языка в русскоязычной школе // Кут билим - 14 марта 2002 г.

7.Аккредитация-паспорт академического качества // Кут билим - 26 марта 2002 г.

8.Реформы – горизонты будущего // Кут билим - 29 марта 2002 г.

9.Качество образования – стратегические ориентиры высшей профессиональной подготовки // Кут билим - 20 июня 2003 г.

10.Преподаватель высшей школы - дополнительное профессиональное образование // Кут билим - 10 июля 2003 г.

11.Образование – главный ресурс развития // Кут билим - 19 сентября 2003 г.

12.Высшее образование: как быть дальше? // Кут билим - 20 августа 2004 г.

13.Рынок и образование // Кут билим - 26 ноября 2004 г.

14. «Мугалимин унуткан эл келечегин да унутат» (Народ, забывший об учителе - забудет и свое будущее) // Кут билим - 7 января 2005 г.

15.«Болон процесси жонундо» (О болонском процессе) // Кут билим - 4 февраля 2005 г.

16.Проблемы качества и аккредитация // Кут билим - 18 февраля 2005 г.

17.О бедном учителе замолвите слово // Аналитика - 4 марта 2005 г.

18.Кыргызстан на пути к новой модели образования // Кут билим - 18 марта 2005 г.

19.Как преодолеть кризис в системе образования? // Кут билим - 7 мая 2005 г.

20.Билим беруу тармагындагы кризистен кантип чыгабыз? // Кут билим - 29 июля 2005 г.

21.Шаги по переводу учебного процесса на международный образовательный стандарт // Кут билим - 5 сентября 2005 г.

22.Почему уходят педагоги? // Кут билим - 14 октября 2005 г.

23.Необходимо изменить траекторию школьного образования // Кут билим - 21 октября 2005 г.

24.С чего начать реформу образования? // Кут билим - 28 октября 2005 г.

25.За бортом – учитель // Вечерний Бишкек - 26 января 2006 г.

26.Бакалавр и магистр – приоритеты становления // Кут билим - 10 марта 2006 г.

27.Система оценки вузов // Кут билим - 14 июня 2006 г.

28.В чем суть кредитной системы? // Кут билим - 27 ноября 2006 г.

29.Переход общего среднего образования в Кыргызстане к 12-летней школе - за и против // Кут билим - 27 декабря 2006 г.

30.Главный рычаг преодоления отсталости // Кут билим – 26 январь 2007 г.

31.Билим берүү тармагы: кризистин өзөгү каякта? // журнал «Шоокум» август 2007 г.

32.Почему не хватает учителей при избытке дипломированных педкадров // Кут билим – 21 сентябрь 2007 г.

33.Бизге атаандаштыкка жөндөмдүү кесип ээлери керек // журнал «Шоокум» ноябрь 2007 г.

34.Куррикулум ? // Кут билим – 5 сентябрь 2008 г


Последняя редакция анкеты: 5 ноября 2013