Артеменко Борис Александрович
  1. Ученая степень
    кандидат биологических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Профессор Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Биологические науки
  5. Регион
    Россия / Челябинская область

Окончил Челябинский государственный педагогический университет по специальности «Биология» и аспирантуру по специальности 03.02.08 – экология, диссертационное исследование на тему «Экологическая оценка качества воды реки Миасс (в пределах Челябинской области)» успешно защищено в диссертационном совете ДМ 212.177.05 при Омском государственном педагогическом университете. В 2018 г. присвоено ученое звание доцента по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (экология). В 2016 г. успешно завершил обучение в Оренбургском государственном педагогическом университете по направлению Менеджмент, профиль «Управление человеческими ресурсами», а в 2019 г. получил высшее образование по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Специальная психология» (ЮУрГГПУ).

С 2007 г. работал в должности заведующего научным гербарием им. В.П. Самарина ЧГПУ (CHPU), с 2009 - ассистент кафедры ботаники, с 2010 г. перешел на должность старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии детства, с 2013 г. - доцент этой же кафедры. С сентября 2016 г. и.о. заведующего кафедрой, а с 2018 г. заведующий кафедрой теории, методики и менеджмента дошкольного образования. Кроме того, с 2009 по 2015 гг. Б.А. Артеменко исполнял обязанности ответственного секретаря приемной комиссии заочного отделения университета, с 2011 по 2017 гг. - заместитель декана факультета дошкольного образования по воспитательной работе.

В октябре 2013 г. решением Ученого совета и на основании Устава избран членом-корреспондентом Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). 13.03.2015 г. решением Президиума Российской академии естествознания присуждено звание профессора, в 2016 г. присвоено почетное звание «Doctor of Science, honoris causa». В декабре 2016 г. кафедра теории, методики и менеджмента дошкольного образования была удостоена диплома «Золотая кафедра России».

За успехи в профессиональной деятельности награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2014), Почетной грамотой Управления по делам образования г. Челябинска (2011), Благодарственными письмами Главы Снежинского городского округа (2013), Собрания депутатов г. Снежинска (2014), Управления образования г. Челябинска (2013, 2014, 2015, 2016) и г. Озерска (2014), Почетной грамотой Управления по делам образования Копейского городского округа (2016), Главы администрации Центрального района г. Челябинска (2009), Почетной грамотой ректора ЧГПУ (2008), Благодарственными письмами ректоров ЧГПУ (2012, 2013) и КСТУ им. акад. З. Алдамжара (Казахстан, 2013), а также медалью ЧГПУ «За трудовые заслуги» III степени (2012), II степени (2017) и медалью им. М.В. Ломоносова (МАНЭБ, 2014).

Научные публикации

Всего опубликовано свыше 100 работ, в том числе:

Монографии:

1. Артеменко Б.А., Калашников Н.В. Генезис проблемы формирования естественнонаучных представлений на дошкольно–школьном уровне : в колл. моногр. «Дошкольная педагогика : актуальные проблемы» / под ред. Е.Ю. Никитиной. – М.: Перо, 2015. – С. 4-24. – ISBN 978-5-00086-405-0

2. Быстрай Е.Б. Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста : монография / Е.Б. Быстрай, Н.Е. Пермякова, Б.А. Артеменко, Н.В. Калашников, С.Д. Кириенко. – Челябинск: изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – 221 с. – ISBN 978-5-91283-813-2

Учебные пособия:

3. Артеменко Б.А. Основы клинической психологии детей и подростков : учебное пособие / Б.А. Артеменко, Л.В. Сибилева. – Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2014. – 152 с. – ISBN 978-5-91283-457-8

4. Галерея психологов : биографические очерки о российских ученых : учебно-справочное пособие / сост. Б.А. Артеменко, Л.В. Сибилева. – Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2015. – 98 с. – ISBN 978-5-91283-557-5

5. Тюмасева З.И. Оздоровительно-экологичское воспитание школьников в летних лагерях отдыха и оздоровления / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Н.В. Калашников, Б.А. Артеменко, Е.С. Гладкая. – Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 138 с. – ISBN 978-5-906777-49-2 (гриф УМО по педагогическому образованию МОиН РФ)

6. Тюмасева З.И. Системы и средства оздоровления (в рамках профессиональной подготовки магистров–тьюторов по здоровьесбережению) / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Б.А. Артеменко. Челябинск: изд-во ЮУрГГПУ, 2018. – 144 с. – ISBN 978-5-91155-057-8

Статьи в научных журналах и журналах из перечня ВАК РФ и базе Scopus:

7. Похлебаев С.М., Артеменко Б.А. Системно-синергетический подход как методология научного познания объектов неживой и живой природы // Вестник УралГУФК : Сер. Социально-гуманитарные науки. – 2010. – №2(2). – С. 26-29.

8. Лихачев С.Ф., Артеменко Б.А. Биоиндикация загрязнения вод реки Миасс в черте г. Челябинска // Экологический мониторинг и биоразнообразие. – 2010. – Т.5. – №1. – С. 42-45.

9. Лихачев С.Ф., Артеменко Б.А. Гидрохимическая и биоиндикационная оценка качества воды реки Миасс // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2011. – №6. – С. 298-304.

10. Серебренникова Ю.А., Артеменко Б.А., Трофимова Л.В. Планктон реки Миасс как индикатор сапробности водоема // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2011. – №12. – С. 343-349.

11. Сибилева Л.В., Артеменко Б.А. Профессиональное самоопределение студентов педвуза как показатель удовлетворенности выбранной профессией // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2013. – №1. – С. 141-149.

12. Гетманец И.А., Артеменко Б.А. Гидрохимическая оценка уровня загрязнения воды реки Миасс на территории Челябинской области // Фундаментальные исследования. – 2013. – №10. – Ч.6. – С. 1248-1252.

13. Пермякова Н.Е., Артеменко Б.А. Инновационные подходы в современном экологическом образовании студентов средних специальных учебных заведений // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2013. – №7. – С. 102-112.

14. Артеменко Б.А., Калашников Н.В. Эколого-краеведческая экспедиция как средство организации работы по формированию культурно-экологической компетентности школьников // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2014. – №5. – С. 19-25.

15. Сибилева Л.В., Артеменко Б.А. Анализ проблемы профориентации в теории и на практике // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/121-17689 (дата обращения: 06.03.2015).

16. Калашников Н.В., Артеменко Б.А. Педагогические условия формирования творческих естественнонаучных умений у школьников // Вестник Оренбург. гос. ун-та. – 2015. – № 2. – С. 54-58.

17. Артеменко Б.А., Валеева Г.В., Тюмасева З.И. Модель психологической готовности студентов педагогического вуза к здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных организациях // Вестник Тверского гос. ун-та. Сер. Педагогика и психология. – 2016. – № 1. – С. 80-89.

18. Артеменко Б.А., Быстрай Е.Б., Калашников Н.В., Власенко О.Н., Сапрыкина О.С. Тьюторское сопровождение в экологическом образовании школьников // European social science journal (Европейский журнал социальных наук) . – 2016. – №8. – С. 73-80.

19. Сибилева Л.В., Быстрай Е.Б., Артеменко Б.А., Путина Л.В. Психолого-педагогические проблемы социально-нравственного развития детей дошкольного возраста // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2016. – №9. – С. 105-110.

20. Артеменко Б.А., Быстрай Е.Б. Теоретико-методологические основы экологического образования детей дошкольного возраста // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2017. – №3. – С. 9-14.

21. Быстрай Е.Б., Артеменко Б.А. Системный подход как общенаучная методологическая основа воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста // Вестник Тверского гос. ун-та. Сер. Педагогика и психология. – 2017. – №3. – С. 179-183.

22. Гетманец И.А., Артеменко Б.А. Эколого-ценотические группы ив и их экологическое пространство // Успехи современного естествознания. – 2017. – №5. – С. 29-36.

23. Быстрай Е.Б., Тюмасева З.И., Артеменко Б.А., Калашников Н.В. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников в психолого-физиологическом ракурсе // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2017. – №7. – С. 36-41.

24. Гетманец И.А., Москвина И.В., Артеменко Б.А. Анализ экологического пространства эдификаторов и ассектаторов южно-таежных лесов Челябинской области с использованием шкал Д.Н. Цыганова // Самарский научный вестник. – 2017. – Т.6. – №4. – С. 27-32.

25. Евтушенко И.Н., Быстрай Е.Б., Артеменко Б.А. Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста // Самарский научный вестник. – 2018. – Т.7. – №2. – С. 239-245.

26. Быстрай Е.Б., Артеменко Б.А., Иванова И.Ю. Педагогическая рефлексия как источник профессионально-личностного самосовершенствования и самоактуализации будущих педагогов // Вестник ВЭГУ. – 2018. – №5. – С. 33-48.

27. Семенова М.Л., Артеменко Б.А., Колосова И.В., Бехтерева Е.Н., Селиверстова И.А. Использование результатов оценочных процедур для развития дошкольных образовательных организаций // Вестник Тверского гос. ун-та. Сер. Педагогика и психология. – 2018. – №3. – С. 152-158.

28. Артеменко Б.А., Колосова И.В., Бехтерева Е.Н., Селиверстова И.А., Семенова М.Л. Условия внедрения и реализации концепции внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №4. – С. 18-21.

29. Artemenko B.A., Edakova I.B., Kolosova I.V., Sadyrin V.V., Semenova M.L. Tool development updating for the internal system of preschool education quality assessment within current legislation of the Russian Federation // Espacios. – 2018. – Vol.39. – №21. – P.3.

30. Potapova M.V., Slamatov A.A., Artemenko B.A., Kolosova I.V., Mishanova O.G., Seliverstova I.A. The implementation of the concept of internal quality assessing system of the preschool education based on the principles of state and public administration // Espacios. – 2018. – Vol.39. – №29. – P.8.

31. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Быстрай Е.Б., Артеменко Б.А., Челнокова Е.А. Детерминанты процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся // Самарский научный вестник. – 2019. – Т.8. – №1. – С. 307-313.

32. Иванова И.Ю., Евтушенко И.Н., Артеменко Б.А. К вопросу подготовки студентов педагогического вуза к просвещению родителей по развитию координационных способностей детей дошкольного возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – Т.171. – №5. – С. 131-137.


Последняя редакция анкеты: 27 января 2013