Уракова Фатима Каплановна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Республика Адыгея

Уракова Фатима Каплановна родилась 3 июля 1973 года в городе Майкопе Краснодарского края РСФСР. В 1994 году окончила Адыгейский государственный университет с квалификацией «учитель начальных классов».

В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык в общеобразовательной и высшей школе)».

В 2010 году защитила докторскую диссертацию по специальности 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык в общеобразовательной и высшей школе)». Тема: «СИСТЕМНОЕ РАЗВИТИЕ РУССКОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ АДЫГЕЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

Уракова Фатима Каплановна работает в Адыгейском государственном университете с 1999 г. В различные периоды своей профессиональной деятельности являлась заместителем декана факультета адыгейской филологии и культуры, факультетским руководителем педагогической практики. В настоящее время работает в должности зав. кафедрой русского языка и методики преподавания факультета педагогики и психологии Адыгейского госуниверситета.

Уракова Ф.К. ведет лекционные, семинарские, практические занятия по дисциплинам "Русский язык", "Методика преподавания русского языка".

Уракова Ф.К. является членом диссертационного совета. Под руководством Фатимы Каплановны выполняются и защищаются диссертационные работы, посвященные важным направлениям обучения русскому языку как родному и неродному.

Научные публикации

Научные публикации:

1. Личные имена в русском и адыгейском языках и аспекты их изучения в начальных классах национальной школы // Достижения молодых ученых - науке: Материалы первой научной конференции аспирантов и соискателей по итогам научно-исследовательской работы за 1995 год (24 апреля – 6 мая 1996г.).- Майкоп, 1996. – С. 33-37. 0,31

2. Отономастическая фразеология в русском и адыгейском языках // Труды аспирантов и соискателей: Материалы II научной конференции аспирантов и соискателей по итогам научно-исследовательской работы за 1996 год. – Майкоп, 1997. – С. 56-59. 0,25

3. Личные имена - обращения в русском и адыгейском языках // Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей. – Майкоп, 1997. - Вып. I. - С. 14-17. 0,25/ 0,19 З.У. Блягоз

4. О происхождении и значении некоторых личных имен в русском и адыгейском языках // Материалы IV научной конференции докторантов, аспирантов и соискателей: труды докторантов и соискателей по итогам научно-исследовательской работы за 1997 год. – Майкоп, 1998. – С. 43-45. 0,19

5. Стилевые и экспрессивно оценочные формы личных имен в русском и адыгейском языках // Проблемы региональной ономастики: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Майкоп, 1998. - С. 132-134. 0,19

6. Выражение эмоционально-экспрессивных оттенков значений в личных именах русского и немецкого языков // Язык и межкультурная коммуникация. Международный лингвистический журнал. – Майкоп: Изд-во АГУ. - № 1. – 2002. – С. 133-135. 0,19/0,07 А.Д. Лоова

7. Изучение национально-культурной специфики антропонимов в русском, адыгейском и немецком языках // Проблемы обучения русскому языку как родному и неродному в современных условиях модернизации образования: Материалы Всероссийской научной конференции. – Майкоп, 2003. – С. 246-252. 0,5/0,25 А.Д. Лоова

8. О национально-культурной специфике антропонимов в русском и адыгейском языках // V Международная научная конференция «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии»: (Материалы конференции). – Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ, 2005. – С. 172-175. 0,25

9. Взаимосвязанное обучение родному и русскому языкам в национальной школе // Материалы III Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (3-4 февраля 2006 года). – Майкоп: изд-во АГУ, 2006. – С. 268-270. 0,19

10. Проблемы взаимосвязанного развития родной русской речи учащихся начальной национальной школы в условиях адыгейско-русского двуязычия // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп. – 2006. - № 4 (23). – С. 149-152. 0,25

11. Проблемы развития русской связной речи учащихся 5-9 классов национальной школы в условиях адыгейско-русского двуязычия // Материалы IV Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (8-9 февраля 2007 года). – Майкоп: изд-во АГУ, 2007. – С. 80-84. 0,31

12. Соотносительные признаки языка и речи // Материалы IV Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (8-9 февраля 2007 года). – Майкоп: изд-во АГУ, 2007. – С. 84-87. 0,25

13. Текст как феномен языка и речи // Материалы I форума молодых ученых Юга России и I Всероссийской конференции молодых ученых «Наука и устойчивое развитие». – Нальчик, 2007. – С. 104-107. 0,25

14. Сквозные и опорные понятия, способствующие обучению построения текста: (Статья) Печатн. //Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп. – 2007. - № 3 (27). – С. 238-247. 0,63

15. Текст как дидактическая единица //Современные технологии обучения / Сост. Л.В. Газаева. Вып. 7. – Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2007. – С. 320-330. 0,69

16. Сквозные лингвистические понятия как основа обучения теории языка и развития речи учащихся //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради: Научный журнал. - № 21 (51). – СПб., 2007. – С. 308-313. 0,38

17. Текст как средство обучения русскому языку в национальной школе //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради: Научный журнал. - № 22 (53). – СПб., 2007. – С. 406-411. 0,38

18. Методические средства и формы организации обучения связной русской речи учащихся национальной школы //Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп. – 2008.- № 1. – С. 117-123. 0,44

19. Взаимодействие контактирующих языков на современном этапе развития адыгейско-русского двуязычия // Лингвистическое кавказоведение и тюркология: традиции и современность / Материалы четвертой международной научной конференции. – Карачаевск: КЧГУ, 2007. – С. 288-296. 0,56

20. Текст как объект лингвистики // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар. – 2007. - № 6. – С. 64-66. 0,19

21. Психологические основы обучения неродному языку // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар. – 2008. - № 1. – С. 115-117. 0,19

22. Изучение природы и функционирования текста //Актуальные проблемы общего языкознания. Международная научно-практическая конференция 15-16 ноября 2007. – Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ, 2007. – С. 272-276. 0,31

23. Текст как продукт речевой деятельности //Актуальные проблемы общего языкознания. Международная научно-практическая конференция 15-16 ноября 2007. – Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ, 2007. – С. 336-341. 0,38

24. Традиционные и инновационные средства и формы обучения русской речи учащихся: (Статья) Печатн. //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради: Научный журнал. - № 28 (63). – СПб., 2008. – С. 196-200. 0,31

25. Современный этап развития адыгейско-русского двуязычия //Материалы Международной научно-практической конференции «Русский язык в полиэтнической среде: проблемы и перспективы» (29-30 ноября 2007 года). – Элиста, 2007. – С. 164-167. 0,25

26. Формирование языковой личности в процессе работы над текстом // Наука-2007 // Ежегодный сборник научных статей ученых и аспирантов Адыгейского государственного университета. Часть I. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – С. 222-225. 0,25

27. Проблема поиска резервов речевого развития учащихся // Материалы V Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (7-8 февраля 2008 года). – Майкоп: изд-во АГУ, 2008. – С. 167-171. 0,31

28. Предупреждение и преодоление речевых ошибок как одно из средств развития русской речи учащихся-адыгейцев // Материалы V Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (7-8 февраля 2008 года). – Майкоп: изд-во АГУ, 2008. – С. 164-167. 0,25

29. О роли зачинов и концовок текста, способах их выражения // VI Международная научная конференция «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии»: (Материалы конференции). – Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ, 2008. – С. 308-310. 0,19

30. Текст в обучении речевой деятельности // VI Международная научная конференция «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии»: (Материалы конференции). – Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ, 2008. – С.310-312. 0,19

31. Сопоставительная характеристика лексико-грамматических единиц русского и адыгейского языков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Русский язык как важный социальный фактор объединения наций и народностей»: (19-21 декабря 2007 года) / под ред. профессора З.Х. Тедтоевой. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008. – С. 210-214. 0,31

32. Сопоставительный анализ синтаксических единиц русского и адыгейского языков // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: материалы II международной научной конференции (12-13 мая 2008 года). - Владикавказ, 2008. – С. 337-342. 0,38

33. Речеведческие понятия как лингвистическая основа развития связной русской речи учащихся-адыгейцев // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: сборник научных трудов. Выпуск 1 / под ред. докт. филол. наук, проф. О.В. Загоровской. – Воронеж: Научная книга, 2008. – С. 228-240. 0,81

34. Психолингвистические предпосылки обучения неродному языку //Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: сборник научных трудов. Выпуск 2 / под ред. докт. филол. наук, проф. О.В. Загоровской. – Воронеж: Научная книга, 2008. – С. 291-297. 0,5

35. Психофизиологические механизмы развития речи учащихся //Наука и устойчивое развитие: сборник статей II Всероссийской научной конференции. Нальчик, 2008. С. 319-324. 0,38

36. Сопоставительный анализ основных строевых единиц текста в русском и адыгейском языках //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради: Научный журнал. - № 29 (65). – СПб., 2008. – С. 317-323. 0,44

37. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативно-речевых умений учащихся национальной школы //Известия Волгоградского гссударственного педагогического университета: Научный журнал. - № 6 (30). – Волгоград, 2008. – С.44-47. 0,25

38. Психофизиологический аспект развития речи учащихся национальной школы // Ученые записки: сборник статей. – Краснодар, 2008. – Вып. 5. – С. 102-107. 0,4

39. Изучение текста как результата речетворческого процесса в национальной школе //Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: сборник научных трудов. Выпуск 3 / под ред. докт. филол. наук, проф. О.В. Загоровской. – Воронеж: Научная книга, 2008. – С. 237-244 . 0,5

40. Текст как средство создания развивающей среды на уроках русского языка // Литература народов Северного Кавказа: художественное пространство, диалог культур: Материалы всероссийской научной конференции. – Карачаевск, 2008. С. 233-238. 0,38

41. Использование языковых единиц разного уровня в построении текста //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 12 (85). – СПб., 2008. – С. 258-262 . 0,31

42. Обучение русскому языку в национальной школе на основе системного подхода // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. – Октябрь 2008, ART 1278. – Спб., 2008 г. - http://www.emissia.org/offline/2008/1278.htm. - Гос. рег. 0420800031. ISSN 1997-8588 0,31

43. Развитие связной речи учащихся на основе осознания системных связей в русском языке //Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: сборник научных трудов. Выпуск 4 / под ред. докт. филол. наук, проф. О.В. Загоровской. – Воронеж: Научная книга, 2008. – С. 252-258. 0,43

44. Учет общедидактических и лингводидактических принципов при развитии речевой деятельности учащихся национальной школы // Материалы Х межвузовской научно-практической конференции. – Краснодар, 2008. – С. 127-134. 0,5

45. Системный подход к изучению русского языка в условиях билингвизма // Сборник научных трудов / под ред. проф. М.Х. Шхапацевой. – Майкоп, 2009. – С. 123-127. 0,31

46. Психолингвистические основы овладения вторым (неродным) языком // Филологические этюды. Филология и журналистика в начале ХХI века: материалы Всероссийской конференции молодых ученых. – Саратов, 2009. – Часть III. – С. 208-212. 0,31

47. Текст как продукт и результат речетворческого процесса //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп. – 2009.- Вып. 3. – С. 242-247. 0,38

48. Сопоставительный анализ текста и основных его строевых элементов в русском и адыгейском языках //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 116. – СПб., 2009. – С. 74-80. 0,43

49. Системный подход как основа развития теории и практики современного лингвистического образования //Актуальные проблемы языкового образования: материалы международной научно-практической конференции. – Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ, 2009. – С. 179-184. 0,43

50. Системно-функциональный подход в работе над развитием русской связной речи учащихся национальной школы //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп. – 2009.- № . – Вып. 4. – С. 224-233. 0,44

51. Лингвометодические основания системного подхода в работе над развитием связной речи учащихся // Ученые записки: сборник статей. – Краснодар, 2009. – Вып.12, ч.3. – С. 208-212. 0,31

52. Методическая система формирования коммуникативных умений и навыков учащихся национальной школы //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп. – 2010. – Вып. 1. – С. 167-174. 0,5

53. Методические формы организации обучения связной русской речи учащихся национальной школы // Языковая ситуация в многоязычной поликультурной среде и проблемы сохранения и развития языков и литератур народов Северного Кавказа: Материалы всероссийской научной конференции в 2 частях. – Часть 2. – Карачаевск, 2011. – С. 272-276. 0,31

54. Современное состояние языкового образования в конкретной национальной школе // Сборник научных трудов / под ред. проф. М.Х. Шхапацевой. – Майкоп, 2012.

55. Сопоставительная характеристика синтаксических единиц в русском и адыгейском языках // Родные языки: проблемы и перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2012. – С.

56. Актуальные вопросы языкового образования в условиях модернизации образовательных учреждений // Воспитание нравственной личности в условиях поликультурного образовательного пространства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. К.Д. Чермита, Ф.Н. Апиш, А.Н. Аутлевой. – Майкоп: изд-во АГУ, 2012. – С. 65-68. 0,25

57. Национально-культурные особенности функционирования антропонимов в русском и адыгейском языках // VIII Международная научная конференция «Проблемы общей и региональной ономастики»: (Материалы конференции). – Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ, 2012. – С. 252-254. 0,19

58. Сопоставительно-типологическое описание основных строевых единиц текста в русском и адыгейском языках в учебных целях: (Статья) Печатн. //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп. – Вып.1 (95). – 2012. – С. 215-222. 0,5

59. Формирование языковой личности в условиях модернизации школы: проблемы и перспективы //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп. – Вып.1 (95). – 2012. – С. 222-229. 0,5 (соавтор З.Р. Хачмафова)

60. Анализ художественного текста как способ формирования дискурсивной и культурологической компетенции в обучении русскому языку как иностранному: (Статья) Печатн. //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: изд-во АГУ. – Вып.2 (97). – 2012. – С. 146-152. 0,44 (соавтор З.Р. Хачмафова)

61. Сопоставительно-типологическое описание словосочетаний в русском и адыгейском языках //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология». – Майкоп: изд-во АГУ. – Вып.. – 2012. – С. 320-324. 0,31

62. Сопоставительная характеристика лексико-грамматических единиц русского и адыгейского языков //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология». – Майкоп: изд-во АГУ. – Вып.. – 2012. – С. 314-320. 0,44 (соавтор Б.М. Берсиров)

63. Сходства и различия на синтаксическом уровне в русском и адыгейском языках: сопоставительно-типологическое описание в методических целях // Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии: Материалы Международной научно-практической конференции. – Казань, 2012.

64. Методические формы организации обучения связной русской речи учащихся // Россия и славянский мир в интеллектуальном контексте времени: Материалы Международной научно-практической конференции. - Славянск, 2012.

65. Жаргонизмы как средство выражения ингерентной экспрессивности в кабардино-черкесском языке //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология». – Майкоп: изд-во АГУ. – Вып.. – 2012. (соавтор А.М. Камбачоков)

66. Филологическая подготовка учащихся-адыгейцев на основе взаимосвязанного обучения предметам языкового цикла: сходства и различия в соизучаемых языках //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: изд-во АГУ. – Вып. . – 2012. (соавтор М.Р. Туова)

67. Проблемы современного языкового образования в школе // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: Материалы III Конгресса РОПРЯЛ. – Санкт-Петербург, 2012.

68. Актуальные проблемы подготовки гуманитариев в условиях обновления системы языкового образования. – Сочи, 2012.

69. Межпредметная соотнесенность в подходах к обучению предметам языкового цикла // Языковая политика на современном этапе и состояние исчезающих языков малочисленных народов: Материалы III Международной научно-практической конференции. – Майкоп, 2012. – С. 64-71.

70. Структурно-типологические различия между аналогичными синтаксическими единицами в русском и адыгейском языках // Лингвометодическая школа в Республике Башкортостан: история и современность: Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Уфа, 2012.

71. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2002. – 66с. 4,13

72. Ономастическая лексика и ее изучение в начальных классах адыгейской школы: Учебно-методическое пособие.– Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2003. – 116с. 7,25

73. Теоретические основы системной работы над развитием русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской школы: Монография.– Майкоп, 2006. – 124 с. 7,75

74. Психолого-педагогические предпосылки системной работы над развитием русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской школы: Монография.– Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. – 120 с. 7,5

75. Методическая модель развития русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской школы: Монография.– Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. – 150 с. 9,38

76. Лингвометодические основы системной работы над развитием русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской школы: Монография.– Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – 240 с. 15


Последняя редакция анкеты: 8 ноября 2012