Олешков Михаил Юрьевич
  1. Ученая степень
    доктор филологических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Филологические науки
  4. Регион
    Россия / Свердловская область

Родился в 1953 г. в Нижнем Тагиле. Окончил факультет русского языка и литературы Нижнетагильского государственного педагогического института в 1976 году. Работал учителем в сельской школе с. Усть-Утка Пригородного района Свердловской области, служил в ВС СССР (1977-1978 гг.). С 1979 г. работает в НТГПИ-НТГСПА (ассистент, ст. преподаватель, доцент, профессор, декан, зав. кафедрой). В 1990 году в НИИ СиМО АПН СССР (Москва) защитил кандидатскую диссертацию «Преемственность в обучению синтаксису между начальным и средним звеном общеобразовательной школы», в 2007 в ПГУ (Пермь) – докторскую диссертацию «Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов)».

Работы М.Ю. Олешкова были представлены более чем на 80 международных, общероссийских и региональных конференциях, конгрессах и симпозиумах: Москва (2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010), Санкт-Петербург, Саратов, Воронеж, Ростов-на-Дону, Архангельск, Уфа, Новокузнецк, Орел, Новосибирск, Томск, Ярославль, Йошкар-Ола, Ульяновск. Улан-Удэ, Кемерово, Екатеринбург, Тюмень, Пермь, Челябинск, Орск, Сыктывкар, Ижевск, Елец и др.

М.Ю. Олешков ведет разностороннюю педагогическую работу. Им подготовлены курсы лекций по методике преподавания русского языка, философии языка, современным проблемам филологического образования, основам функциональной лингвистики и др. Осуществляется руководство аспирантами, а также выпускными квалификационными работами бакалавров, специалистов и магистров. Читается ряд спецкурсов.

М.Ю. Олешков является Председателем городского Экспертного совета по педагогическим инновациям, активно участвует в научной экспертизе, выступая официальным оппонентом по кандидатским диссертациям. Им осуществлено научное редактирование 3 монографий и нескольких сборников научных трудов.

Научная и педагогическая деятельность М.Ю. Олешкова отмечена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации (2002).

Ресурсный сайт М.Ю. Олешкова размещен по адресу: http://oleshkov.ru

Научные публикации

Всего более 200.

Основные книги, учебные пособия и статьи, опубликованные в центральных журналах:

1. Моделирование коммуникативного процесса: монография / М.Ю. Олешков; Нижнетагильская гос. соц.-пед. академия [и др.]. – Нижний Тагил, 2006. – 336 с.

2. Системное моделирование дискурса: на материале устных дидактических текстов. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 452 с.

3. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект: учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и лит. / авт.-сост. М.Ю. Олешков: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2006. - 146 с.

4. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. – М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.

5. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с.

6. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования // Педагогика, 2004, № 6. - С. 31-38.

7. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения // Стандарты и мониторинг в образовании, 2005, № 2. – С. 43-50.

8. Вопрос в дидактическом диалоге // Русская словесность, 2005, № 8. – С.60-68.

9. Трансляция нового знания в учебном тексте (опыт дискурсивного анализа) // Философия образования, 2005. - № 3 (14). – С. 253-257.

10. Дискурсивные категории в коммуникативном процессе (опыт лингвопрагматического анализа) // Филологические науки, 2006, № 4. - С. 105-114.

11. Системное обоснование дискурсивной модели: лингвопрагматический подход // Вопросы филологии, 2006, № 1 (22). С. 39-43.

12. Интенция как основа коммуникативной стратегии в институциональном дискурсе // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, филологический факультет, 20-23 марта 2007 г.): Труды и материалы / Составители М.Л Ремнева, А.А Поликарпов. – М.: МАКС Пресс, 2007. – С. 401-402.

13. Дидактическая коммуникативная ситуация: проблема моделирования // Мир образования – образование в мире. – 2008, № 1. – С. 182–194.

14. Лингвокультурологический аспект системного моделирования дискурса // Русский язык за рубежом, 2008, № 4. – С. 59–64.

15.К вопросу о системном моделировании дискурса // Вестник ЦМО МГУ, 2008, № 8. - С. 115-119.

16. Лингвоконцептуальный анализ дискурса (теоретический аспект) // Дискурс, концепт, жанр: коллективная монография / Отв. ред. М.Ю. Олешков.– Нижний Тагил, НТГСПА, 2009. – 428 с. (Серия "Язык и дискурс". Вып. 1). С. 68-85.

17. Интент-анализ дидактического дискурса // Вестник ЦМО МГУ, 2009, № 1. - С. 115-120.

18. Ментальность дискурса: информационный аспект // Ментальность и изменяющийся мир: коллективная монография: к 75-летию проф. В.И. Колесова / отв. ред. М.В. Пименова. – Севастополь: Рибэст, 2009. – С. 371-384 (Серия «Славянский мир». Вып. 1).

19. Дискурс и текст: нарративная интеграция смыслов // Дискурс, текст, когниция: коллективная монография / Отв. ред. М.Ю. Олешков. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2010. – 496 с. (Серия «Язык и дискурс». Вып. 2). С. 49-59.


Последняя редакция анкеты: 12 июня 2011