RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 16485 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Федоров Александр Викторович
доктор педагогических наук, профессор

Научная школа: « Медиаобразование и медиакомпетентность»

Биографические данные основателя научной школы

Федоров Александр Викторович — доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, главный редактор журнала «Медиаобразование» Таганрогского государственного педагогического института.

Перечень кандидатских диссертаций

1. Быкасова Л.В. Современное художественное образование в Германии. ). Дис. ... канд. пед. наук. 1997.

2. Благодарев О.А. Российское образование в 20-е годы ХХ века (на материале Донского края). Дис. канд. пед. наук. 1999.

3. Челышева И.В. Основные этапы развития медиаобразования в России: Дис. ... канд. пед. наук. 2002.

4. Мурюкина Е.В. Формирование медиакультуры старшеклассников (на материале кинопрессы). Дис. канд. педаг. наук. 2005.

5. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Дис. канд. педаг. наук. 2005.

6. Рыжих Н.П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств. Дис. канд. педаг. наук. 2006.

Колесниченко В.Л. Становление и развитие медиаобразования в Канаде. Дис. канд. педаг. наук. 2007.

7. Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте. Дис. канд. пед. наук. 2007.

8. Федорцова С.С. Педагогическое наследие Ю.Н.Усова в контексте развития медиаобразования в России. Дис. ... канд. пед. наук. 2007.

9. Григорова Д.Е. Особенности влияния медиатекстов молодежных телепередач на развитие критического мышления старшеклассников. Дис. канд. пед. наук. Ростов, 2008.

Опубликовано 510 научных работ, среди них

1. Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование // Педагогика. 2002. № 2. С.21-26.

2. Федоров А.В. Медиаобразование в России // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2002. N 7. С.29-32.

3. Федоров А.В. Медиаобразование в Канаде // Высшее образование в России. 2002. N 1. С.116-118.

4. Федоров А.В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и Медиакультура //Высшее образование в России. 2005. N 6. С.134-138.

5. Федоров А.В. Классификация показателей развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2008. № 11. С.38-44.

Монографии

1. Fedorov, A. On Media Education. Moscow, 2008.156 p.

2. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог, 2005. 314 с.

3. Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог, 2003. 238 с.

4. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М., 2009. 234 с.

5. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог, 2004. 340 с.

6. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов, 2001. 708 с.

7. Федоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог, 2007. 228 с.

8. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М., 2007. 616 с.

9. Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог, 2005. 270 с.

10. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития. Таганрог, 2002. 266 с.

11. Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). М., 2010. 202 c.

Докторская диссертация

«Система подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео)». Дис. докт. педаг. наук. М., 1993.

Коллектив научной школы уже 20 лет работает над систематизацией и анализом теоретических и методических концепций медиаобразования в России и за рубежом. В сентябре 2002 года по представлению руководителя научной школы в Министерстве образования РФ была зарегистрирована (№ государственной регистрации УМО 03.13.30) новая специализация для педагогический вузов — «Медиаобразование». С 1.09.2002 начали экспериментальное обучение по этой специализации в вузе. А в 2007 году в ТГПИ состоялся первый выпуск социальных педагогов, прошедших полный курс обучения по специализации «Медиаобразование».

С 2000 года участниками научной школы создано и поддерживается несколько медиаобразовательных интернет-сайтов, включая сайт на федеральном портале Министерства образования и науки Российской Федерации — http://edu.of.ru/mediaeducation. С января 2005 года при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве коллектив научной школы инициировал и стал выпускать российский педагогический журнал «Медиаобразование» (в традиционном печатном виде и в интернет-версии — http://www.edu.of.ru/medialibrary/default.asp?ob_no=34437 ).

Коллектив научной школы имеет членство в следующих международных организациях: Международная палата «Дети, молодежь и медиа», международная организация CIFEJ (Монреаль, Канада), «Международный исследовательский форум «Дети и медиа» IRFCAM (Сидней, Австралия) и является официальным партнером Бюро ЮНЕСКО в Москве. С 2008 года коллектив научной школы стал участником проекта Программы ООН «Альянс цивилизаций» — «Медиаобразование и медиаграмотность» — http://www.aocmedialiteracy.org/index.php?option=com_content&task=view&id=14&Itemid=24

В последние годы за научные достижения руководителю научной школы А.В.Федорову были присуждены следующие премии: Приз «За выдающийся вклад в развитие медиаобразования» (2007);

Премия Союза кинематографистов РФ (гильдия киноведения) за лучшую российскую книгу по проблемам теории медиакультуры (2002); Премия губернатора Ростовской области в области науки (2000). Исследования в рамках научной школы стимулировали компаративистские научные исследования в области медиаобразования, связанные с Россией в Канаде (L.Roser, C.Worsnop), в США (L.Gilbert, B.R.Burke), Украине (Г.В.Онкович).

А.В.Федоров руководил многими престижными коллективными научно-исследовательскими проектами по грантовым конкурсам: Федеральной целевой программы и Аналитической ведомственной целевой программы (Министерство образования и науки РФ, 2006-2012), РГНФ (1999-2010), «Университеты России» (2002-2003), Министерства образования России (1997-2000), Президента Российской Федерации (2002-2005), Фулбрайта, Института Кеннана, Института «Открытое общество», ДААД, Фонда МакАртуров и др. Например:

- исследование в рамках Программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки РФ. Руководитель научно-исследовательского проекта — А.В. Федоров. Время действия проекта: 2006-2008.

- исследование по гранту Совета по грантам Президента Российской Федерации «Государственная поддержка ведущих научных школ России». Руководитель ведущей научной школы РФ в области гуманитарных наук — А.В. Федоров. Время действия проекта: 2003–2005.

- исследование по гранту Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Руководитель научно-исследовательского проекта — А.В. Федоров. Время действия проекта: 2002–2003.

А.В. Федоров неоднократно проводил научные исследования в университетах и научно-исследовательских центрах США, Канады, Франции, Германии, Венгрии, Бельгии, Норвегии и других стран.