Сорокина Елена Геннадьевна
Сорокина Елена Геннадьевна - доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чай-ковского. Профессор кафедры истории русской музыки. Профессор кафедры камерного ансамбля и квартета. Основатель научной школы «Музыковедение, история музыки».

Педагогическую деятельность начала в 1959 г. в Центральной музыкальной школе (работала до 1967 г.). Одновременно, в 1965-1966 гг., читала лекции по методике преподавания музыкальной литературы и истории музыки в Московском Институте усовершенствования учителей.

С 1965 г. работает в Московской консерватории: в 1965-1978 гг. преподаватель кафедры истории русской музыки, в 1969-1978 гг. – кафедры истории музыки народов СССР (с 1979 г. – доцент). С 1984 г. – и. о. профессора, с 1991 г. – профессор кафедры истории русской музыки, с 1992 г. – заведующая кафедрой.

Читает специальный и общий курсы истории русской музыки, проводит семинары, консультирует курсовые работы, руководит дипломами и диссертационными исследованиями. Постоянно участвует в Государственных экзаменационных комиссиях у композиторов и музыковедов, в том числе в качестве председателя комиссии.

В 2002 и 2004 гг. Сорокина провела мастер-классы в академии «Мусашино» (Токио).

Член жюри Первого открытого конкурса камерных ансамблей и струнных квартетов имени Н. Г. Рубинштейна (Москва, 2007). Председатель жюри Первого Международного конкурса камерных ансамблей имени Д. Д. Шостаковича в номинации «фортепианный дуэт» (Москва, 2008). Председатель жюри Всероссийского конкурса фортепианных дуэтов «За роялем вдвоем» имени А. Г. Бахчиева (Вологда, 2008).

Сорокина – практически единственный в стране музыковед, успешно сочетающий интенсивную научную и педагогическую деятельность с активной концертно-исполнительской практикой. С 1960-х гг. выступает в качестве пианистки и музыковеда во многих городах России, стран Ближнего зарубежья, Западной Европы, США, Канады, Израиля, Японии. Была постоянным участником Фортепианного дуэта с мужем А. Г. Бахчиевым (1930-2007).

Исполнительская деятельность Сорокиной неразрывно связана с научно-просветительской. На протяжении многих лет принимает участие в разработке концепции, составлении программ и проведении «Исторических концертов», концертов «Университета музыкальной культуры» (Московская консерватория), «Музыкальной гостиной» (Дом ученых), Библиотеки иностранной литературы и других.

Диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, написанные под руководством Сорокиной Е.Г.:

1. Чахвадзе Натэлла Владимировна «Узбекская советская сузыка в 70-80-е гг. (творческие проблемы и характерные тенденции)». Москва, 1986.

2. Ухова Ирина Владимировна «С. Е. Фенберг. Композиторское и музыкально-эстетическое наследие». Москва, 1986.

3. Шабшаевич Елена Марковна «Русская фортепианная культура глинкинской эпохи». Москва, 1995.

4. Жуковская Галина Анатольевна «Стравинский и Чайковский». Москва, 1995.

5. Дулат-Алеев Вадим Робертович «Оперное творчество А. Н. Серова в контексте развития национальной композиторской школы». Москва, 1995.

6. Аракелова Александра Олеговна «Творческие принципы И. Стравинского в свете неомифологизма культуры России начала ХХ века». Москва, 2002.

8. Урманова Камилла Надыровна «Алексей Николаев – жизнь в музыке», Москва, 2004.

9. Максимова Александра Евгеньевна «Русский балетный театр екатерининской эпохи: Россия и Запад». Москва, 2008.

Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения, при написании которой Сорокина Е.Г. выступала научным консультантом:

1. Дулат-Алеев Вадим Робертович «Национальная музыкальная культура как текст: татарская музыка ХХ века». Москва, 1999.

Количество опубликованных научных работ – более 100. Из них наиболее значимые:

1. Фортепианные сонаты С.В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. М.: 1976.

3. Формирование фортепианной сонаты в России конца ХVIII века: Сонаты Д. Бортнянского // Проблемы музыкознания. Вып. 3. М.: 1976.

4. Из истории забытого жанра // Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры: Генезис и эволюция жанров: Своеобразие творческой личности. М.: 1987.

5. Фортепианные сонаты Чайковского: К проблеме становления классической сонаты в русской музыке второй половины ХIХ века // Чайковский: К 150-летию со дня рождения: Вопросы истории, теории и исполнительства. М.: 1990.

6. Mozart und die russische Kultur des XIX. Jahrhunderts // Mozart: Aspekte des XIX. Jahrhunderts. [H. Jung]. Mannheim, 1992.

Монографии:

1. Фортепианный дуэт. История жанра. М.: 1988.

2. Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты // Сер. «Зарубежные музыканты в России» / М.: Дека-ВС, ГЦММК им. М.И. Глинки, 2005.

Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения на тему «Фортепианный дуэт. История жанра» защищена Сорокиной Е.Г. в Московской консерватории, в 1990 году.

Сорокина Е.Г. - Заслуженный деятель искусств РФ (1992). Член Союза композиторов СССР (РФ) (1985). Академик Международной академии творчества. Член редакционного совета издательства «Музыка». Многократно награждалась Почетными грамотами Правительства СССР (РФ), Министерства культуры СССР и РФ, общества «Знание». Лауреат Премии города Москва в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность» (2008).