Валеева Роза Алексеевна
Валеева Роза Алексеевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой об-щей и социальной педагогики Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Основатель научной школы «Гуманистическая парадигма воспитания и обучения».

Доктор педагогических наук, профессор Валеева Роза Алексеевна работает в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете с марта 1982 года. За время своей 26-летней научно-педагогической деятельности проявила себя как целеустремленный, знающий специалист, творческий преподаватель, отличающийся активной жизненной позицией.

Р.А.Валеева – известный не только в Татарстане ученый-педагог - вот уже более четверти века самоотверженно и плодотворно трудится на благо отечественного высшего образования. Ее путь в педагогическую науку начался на факультете иностранных языков Казанского государственного педагогического института, после окончания которого она работала учителем сельской школы. Успешно защитив кандидатскую диссертацию, посвященную исследованию воспитательной системы видного польского педагога-гуманиста Януша Корчака (1982 г.), Р.А.Валеева продолжила научный поиск в этом направлении, став одним из первых исследователей гуманистической традиции в отечественной и зарубежной педагогике. Ее докторская диссертация «Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина ХХ в.)» (1987 г.) является примером глубокого и вдумчивого анализа историко-теоретических основ и основных направлений гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе, содержит цельную оригинальную концепцию условий реализации гуманистического воспитания.

Роза Алексеевна - подлинный труженик педагогической науки. Она является автором более 170 работ, среди которых авторские монографии, учебные пособия, тексты в проблемных сборниках, статьи в центральной и региональной периодической печати. Под руководством Р.А.Валеевой сформировалась целая научная школа высококвалифицированных специалистов. 40 ее аспирантов стали кандидатами педагогических наук. Она является заместителем председателя диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Татарском государственном гуманитарно-педа-гогическом университете и членом подобного совета в Казанском государственном университете.

В течение десяти лет (1998-2008 гг.) Р.А. Валеева руководила факультетом психологии ТГГПУ. Ей удалось за короткое время создать настоящий творческий коллектив единомышленников – педагогов и студентов - увлеченных общим делом. В 2002 году она возглавила кафедру педагогической психологии (с 2003 года – кафедра общей и социальной педагогики). За шесть лет работы Р.А.Валеевой в должности заведующего кафедрой кафедра стала динамично развивающимся структурным подразделением ТГГПУ, в котором 100% остепененных преподавателей, успешная аспирантура и соискательство (23 аспиранта и соискателя защитили кандидатские диссертации). Деятельность Р.А.Валеевой отличает высокий профессионализм, добросовестность и творчество. Многие годы она является лектором Института развития образования Республики Татарстан. Является научным руководителем ряда школ Республики Татарстан, реализующих инновационные задачи.

Имя и дело Корчака остались для нее путеводной звездой на всю жизнь. Она стала одним из организаторов Российского общества Януша Корчака, а затем создала Казанское отделение этого общества сначала на факультете иностранных языков, где работала в течение многих лет, а затем – на факультете психологии. Р.А. Валеева является Президентом Российского общества Януша Корчака, основная задача которого - распространение гуманистических педагогических идей в воспитательной практике. Вместе со своими студентами она выезжает в детские дома и школы-интернаты, где будущие психологи-педагоги учатся практическому милосердию.

Всего под руководством Р.А. Валеевой защищено и утверждено 40 кандидатских диссертаций, утвержденных ВАК.

1. Хасанова Оксана Владимировна, Педагогическая технология обучения родному языку в средней школе Англии, 16 мая 2000г.

2. Губайдуллина Аделина Еркиновна, Тенденции развития педагогической технологии преподавания иностранных языков в Республике Татарстан (80-90-е гг.), 2000г.

3. Мавлявиева Лилия Ильгизовна, Личностно-социальная концепция воспитания Альфреда Адлера, 19 сентября 2000г.

4. Чумарова Люба, Педагогическая технология формирования иноязычной речевой деятельности средствами фольклора, 2000г.

5. Нуретдинова Лилия Гависовна, Гуманизация воспитательного пространства детского дома, Май 2001г.

6. Саурбаева Ольга Геннадьевна, Тенденции развития государственной системы образования в России I половины XIX века, 26 июня 2001г.

7. Фахрутдинова Анастасия Викторовна, Гражданское образование учащихся в средней школе США (конец XX века), 4 декабря 2001г.

8. Усова Светлана Николаева, Формирование готовности к профессиональной творческой самореализации будущего учителя начальных классов, 12 марта 2002г.

9. Поморцева Надежда Павловна, Современное состояние и тенденции развития системы обучения одаренных учащихся в общеобразовательной средней школе США (последняя четверть ХХ века), 8 октября 2002г.

10. Комаров Вадим Владимирович, Региональная модель управления качеством дополнительного образования детей, 22 марта 2002г.

11. Никитина Анастасия Владимировна, Развитие творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла, 23 апреля 2002г.

12. Гарипова Гузель Анатольевна, Формирование артистизма личности будущего учителя музыки, 14 мая 2002г.

13. Черноиванов Владимир Борисов, Моделирование развивающего воспитательного пространства социально-педагогического колледжа, 8 октября 2002г.

14. Зиятдинова Юлия Надировна, Современное состояние и тенденции совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в США, 29 октября 2002г.

15. Фарукшина Фирдавес Габдулхаликовна, Развитие творческого мышления будущего учителя при компьютерном обучении, 25 декабря 2002г.

16. Акмаев Ленар Рустамович, Основные тенденции развития непрерывного педагогического образования в Великобритании (последняя четверть ХХ века), 2003г.

17. Батыршина Гульнара Ибрагимовна, Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки, 11 февраля 2003г.

18. Парфилова Гульфия Габдрахмановна, Экологическое воспитание младших школьников в семье, 18 ноября 2003г.

19. Муллина Лилия Раифовна, Развитие способности к творческой самореализации у студентов технических вузов, 23 декабря 2003г.

20. Сатаева Галина Андреевна, Подготовка детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома, 6 апреля 2004г.

21. Кузнецова Юлия Леонидовна, Гуманистические педагогические технологии обучения в вузах США (вторая половина ХХ века), 16 марта 2004г.

22. Искрин Никита Сергеевич, Управление развитием воспитательной системы образовательного интернатного учреждения, 27 апреля 2004г.

23. Климентьева Зинаида Александровна, Преемственность профессионально-личностного развития будущих педагогов дошкольного образования, 29 июня 2004г.

24. Сахапова Фарида Ханифовна, Гражданское воспитание студентов технического вуза средствами иностранного языка, 17 ноября 2004г.

25. Григорьева Нурия Нургалиевна, Формирование межкультурной компетенции старшеклассников (на материале изучения иностранных языков), 22 декабря 2004г.

26. Махмутова Мадина Мухаметовна, Развитие педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности субэтносов татар Поволжья, 12 января 2005г.

27. Сафина Минниса Салиховна, Формирование готовности к межкультурной коммуникации у студентов гуманитарных вузов (на материале изучения иностранного языка), 8 июня 2005г.

28. Шикина Лидия Сергеевна, Формирование конкурентоспособности студентов в условиях губернского колледжа, 8 февраля 2006г.

29. Сахапова Эльмира Ильдусовна, Формирование готовности к работе с семьей у будущих педагогов-психологов, 15 марта 2006г.

30. Шигапова Ляйсан Мансуровна, Развитие детского самоуправления в зарубежной школе (первая четверть ХХ века), 5 апреля 2006г.

31. Николаева Ольга Александровна, Система антинаркотического воспитания учащихся а США (на примере программы D.A.R.E.), 17 мая 2006г.

32. Ильдарханова-Балчиклы Гузель Ильдусовна, Организационно-педагогические условия формирования и развития молодой семьи (на примере городской семьи), 28 июня 2006г.

33. Кельмурзин Андрей Николаевич, Современное состояние и тенденции развития системы образования в Австрии, Ноябрь 2006г.

34. Гилязова Элеонора Валерьевна, Развитие педагогической мысли о семейном воспитании в России (вторая половина XVIII века), 28 февраля 2007г.

35. Шакиров Ильназ Камилевич, Формирование гуманистического стиля взаимоотношений студентов в академической группе, 16 мая 2007г.

36. Фарукшина Нафиса Тагировна, Развитие коммуникативной компетенции студентов технического вуза (на примере изучения гуманитарной дисциплины «психология и педагогика»), 26 сентября 2007г.

37. Ульяницкая Татьяна Валерьевна, Ориентация будущего учителя начальных классов на саморазвитие педагогической компетенции, 3 июля 2008г.

38. Уленгова Регина, Формирование семейных ценностей у детей-сирот средствами арт-педагогики в условиях детского дома, 19 ноября 2008 г.

39. Морозова Асия Фатыховна, Педагогическая поддержка учащихся как условие предупреждения рисков школьной тревожности в отечественном и зарубежном опыте, 27 ноября 2008г.

40. Макухо Анастасия Владимировна, Моделирование развивающего воспитательного пространства факультета педагогического вуза, 26 декабря 2008г.

Всего Валеевой Р.А. опубликовано 175 научных и методических трудов. Наиболее значимые среди них:

• Корчак и Сухомлинский: как любить ребенка //Педагогика. - 1998.- №6.- 48-52.

• Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей).- М.:Пед.общество России, 1998.- С.40-99.

• Гуманистическое воспитание и коллектив // Воспитание школьников. – 2000. - №6. – С.6-8.

• Право ребенка на уважение: Педагогика Януша Корчака и современный опыт помощи ребенку. – С.-Пб, 2001. – С.9-69.

• Воспитание в педагогических системах ХIХ-ХХ вв //Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред.И.А.Зимней. - М.: Агентство «Изд.сервис», 2004. – С.61-69.

Монографии:

• Гуманистическая педагогика Януша Корчака. - Казань: КГПИ, 1994. – 114 с.

• Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины ХХ века Казань: КГПУ, 1996.- 172 с.

• Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина ХХ века). - Казань: КГПУ, 1997. - 172 с.

• Педагогическая концепция и воспитательная практика Януша Корчака.- Самара: Изд-во «Профи», 2003. – 98 с.

• Детское самоуправление в зарубежной школе: история, теория, практика / Р.А.Валеева, Л.М.Шигапова. - Казань: ТГГПУ, 2007. – 194 с.

Государственные и отраслевые награды Валеевой Р.А.: Почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Татарстан» (9 сентября 2004 г.); медаль «В память 1000-летия Казани», (23 декабря 2005 г.); Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2 мая 2006 г.); нагрудный знак «За заслуги в образовании» Министерства образования и науки Республики Татарстан (6 июля 2007 г.); нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования» (24 ноября 2008 г.); Почетная грамота Академии наук Республики Татарстан (5 февраля 2009 г.).