Соколова Ирина Юрьевна
Соколова Ирина Юрьевна 25.02.1936

Доктор педагогических наук, 19.06.1998 г. (канд. техн. наук, 1972)

Профессор по кафедре общей и прикладной психологии, 18.07.2001 г. (доцент, 1975)

Международный педагог инженерного вуза, 2001, Почетный работник высшего профессионального образования 2006, Академик МАНПО, 26.02.2008,

Член-корр. РАЕ,18.09.13;Основатель научной школы 23.09.13;Заслуженный деятель науки и образования – а 19.11.13; Академик РАЕ – 22.05.14.

ФГБОУ ВПО Томский государственный педагогический университет

Профессор кафедры психолого- педагогического образования

Перечень утвержденных ВАК СССР, ВАК РФ под руководством соискателя кандидатских диссертаций

1. Андреева С.Ю. Дидактические условия и технология активизации познавательной,

творческой деятельности учащихся (на примере курса химии) /Автореф. дис. канд. пед.

наук. – Томск / ТГПУ, 2003. –18 с. ( спец. 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики

и образования).

2. Богданова О.В. Теоретическое обоснование и технология экономической подготовки

студентов технического вуза /Автореф. дис. канд. пед. наук.– Томск /ТГПУ, 2005.–20 с.

(13.00.08 Теория и методика профессионального образования).

3. Гиль Л.Б. Развитие интеллектуальных умений и способностей к саморазвитию студентов в

процессе математической подготовки / Автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ,

2010. – 22 с. (13.00.08)

4. Голубева Л.М. Учебно-диагностический комплекс как средство развития

интеллектуальных способностей школьников (на материалах алгебры 9 класса) / Автореф.

дис. канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ, 2001. – 22 с. (13.00.01)

5. Зюбанов В.Ю. Активизация познавательной самостоятельности студентов разных

специальностей в процессе иноязычной подготовки с использованием компьютерного

комплекса «Lingvist» /Дис. канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ, 2006. – 155 с. (13.00.08)

6. Иванова Т.В. Индивидуально-ориентированная система иноязычной подготовки студентов

технического вуза / Автореф. дис. канд. пед. наук –Томск / ТГПУ, 2003. – 20 с. (13.00.08)

7. Мишенина Л.С. Личностно-ориентированная система активизации познавательной и

исследовательской деятельности школьников 5-9 классов (на примере курса литературы)

/Автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск, 2005.–22 с. (13.00.01)

8. Никифорова И.Г. Организационно-методическая система развития профессиональных

способностей студентов-менеджеров /Дис. канд. пед. наук. -Томск, 2003.–186 с. (13.00.08)

9. Павленко Л.В. Оптимизация иноязычной подготовки студентов-юристов /Автореф. дис.

канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ, 2010. – 22 с. (13.00.08)

10. Пантиков В.А. Дидактические условия развития воображения и художественно-

творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

/Автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ, 2003. –18 с. (13.00.01)

11. Петрова Г.А. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной

компетенции студентов- экономистов /Автореф. дис. канд. пед. наук. – Новокузнецк

/ КузГПА, 2010. – 23 с. (13.00.08)

12. Пустынникова А.М. Дидактические повторения как средство развития комбинаторных

способностей школьников 5-11 классов /Автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ,

2004. – 19 с. (13.00.01)

13. Салосина И.В. Формирование текстовой компетенции будущих педагогов /Дис. канд.

пед. наук.– Томск / ТГПУ, 2007. – 170 с. (13.00.08)

14. Семенова Н.А. Теоретическое обоснование и технология формирования исследователь-

ских умений младших школьников /Дис. канд. пед. наук.–Томск / ТГПУ, 2007 –.150 с.

(13.00.01)

15. Степанченко Ю.В. Подготовка учителей к формированию у школьников естественнона-

учного знания на основе биосфероцентрического подхода /Дис. канд. пед. наук.– Томск

/ ТГПУ, 2007. – 170 с. (13.00.08)

16. Таброско Т.Н. Психолого-педагогические условия развития профессиональных способно-

стей будущих педагогов /Дис. канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ, 2006. – 165 с. (13.00.08)

17.Тарбокова Т.В. Дидактическая система активизации познавательной самостоятельности

студентов как средство эффективности математической подготовки /Дис. канд. пед. наук.

– Новокузнецк / КузГПА, 2009.–170 с. (13.00.08)

18. Тремясова В.П. Формирование ценностных ориентаций студентов в воспитательном

процессе ссуза /Автореф. дис. канд. пед. наук.–Томск /ТГУ, 2010. – 22 с. (13.00.01)

19. Ульянова Н.В. Формирование экологической культуры школьников 5-11 классов на

основе интеграции межпредметных связей /Дис. канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ, 2007. –

154 с. (13.00.01)

20. Фикс Н.П. Теоретическое обоснование и опыт применения автоматизированного учебно-

методического комплекса (на материалах ТОЭ) /Дис. канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ,

2002.- 167 с. (13.00.08)

Перечень утвержденных ВАК СССР, ВАК РФ докторских диссертаций, при выпол-

нении которых соискатель являлся научным консультантом. Подготовлено три докторских диссертации, которые по мало зависящим от соискателей причинам до настоящего времени не защищены. Для подтверждения сказанному приведены названия монографий докторантов.

1) Гуров В.А. Влияние технологического компонента образовательной среды на психофизиологическое развитие младших школьников. – Красноярск: Изд-во: Поликом, 2008. – 258 с.

2) Дмитриев В.А. Подготовки инженеров и педагогов профессионального образования к творческой деятельности на основе инновационного проектирования. Монография. – Томск, Изд-во STT, 2006. – 145 с.

3) Никольская О.Л. Подготовка студентов и учителей начальных классов к творческой деятельности. Монография. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. – 235 с.

Количество опубликованных научных работ (психолого-педагогическая тематика) 130.

Основные публикации д.п.н., профессора И.Ю.Соколовой по трем взаимосвязанным

проблемам «Качество обучения, качества подготовки специалистов, развитие личности и сохранение ее здоровья в системах общего и профессионального образования»:

1. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения. Учебное пособие, имеющее гриф Министерства образования и науки РФ. Красноярск, Изд-во КГТА, 1996. 188 с.

2. Психолого-педагогические основы качества подготовки специалистов в техническом вузе. Монография. Депонир. в НИИ ВШ, 1996. 179 с.

3. Автореферет докт. дис. Психологические основы технологий подготовки специалистов в техническом вузе. – С.Петербург, 1997. 35 с.

4. Психолого-педагогические аспекты качества обучения. Методическое пособие для преподавателей, аспирантов, студентов. Томск. Изд-во ТУСУР, 2000. 92 с.

5. Качество подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, обеспечивающие его условия и технологии. Красноярск, 2001. Материалы Всероссийской научной конф. «Проблемы развития и интеграции науки, профессионального образования и права в ХХХ тысячелетии». С.226-231.

6. Эффективность учебно-познавательной деятельности студентов. Журнал «Профессиональное образование Сибири», 1998. № 1. С. 153 – 160.

7. О создании центра развития профессионального инженерного творчества. Вестник УМО по профессиональному и профессионально-педагогическому образованию. Вып. 2. Екатеринбург, 1999. С.174 – 177.

8. Системный психолого-педагогический подход к подготовке творческой личности специалиста способной развивать творческий потенциал учащихся. Вестник УМО

профессионального и профессионально-педагогического образования, 1999. Вып. 2. С.70–73.

9. Концепция (обеспечения) качества подготовки специалистов в техническом вузе и

условия ее реализации (системный подход). Материалы 1У Международной научно-практич.

конф. – Томск, ТПУ, 2000. С.131 – 132.

10. Потенциальные возможности студентов и условия их реализации в техническом вузе. Труды 1У Международной научно – практич. конфр. – Томск, ТПУ, 2000. С.138-139.

11. Эффективность познавательной деятельности и сохранение здоровья студентов. Материалы П Межрегиональной конф. По проблемам здоровья студентов.- Томск, СГМУ, 2000. С.148 – 151.

12. Диагностика индивидуально – психологических особенностей школьников. Программа, методические рекомендации для школьного психолога, тесты. – Красноярск, Изд-во ККИПКРО, 2001. 4 п.л.

13. Мониторинг качества образования как средство развития личности //Образование в Сибири. 2002. № 1 – С. 42 – 49.

14. Качество подготовки педагогических и инженерно-педагогических кадров //Образование в Сибири, 2003. № 2. – С. 49 – 52.

15. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения. Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2003. – 230 с.

16. Качество подготовки педагогических кадров, обеспечивающие его технологии //Вестник ТГПУ «Педагогика»–Томск: Изд-во ТГПУ, 2005.С.42–45.

17. Создание творческой образовательной среды в предметной области знаний //Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию. Вып 1. (37). – Екатеринбург, 2005. – С. 131 - 136.

18. Психологическое обеспечение качества образовательного процесса. Учебное пособие со структурно-логическими схемами. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. – 230 с.

19. Системный психолого-педагогический подход к оценке и обеспечению качества подготовки специалистов, развитию и сохранению здоровья личности в образовательных системах. Вестник ТГПУ «Педагогика», 2009. Вып. № 10 (88). С. 49-54.

20. Качество подготовки специалистов в вузе, его оценка и обеспечение с позиций системного психолого-педагогического и компетентностного подходов Сб. трудов Институ- та теории образования ТГПУ. Изд-во ТГПУ, Выпуск 5, 2010. С. 163-175.

21. Качество подготовки специалистов в профессиональном образовании с позиций системного и компетентностного подходов. Вестник ТГПУ «Педагогика», 2011. Вып. 13 (115). – С. 162-168.

22. Педагогическая психология. Учебное пособие со структурно-логическими схемами. – Томск: Изд-во ТПУ, 2011. – 332 с.

23. Развитие и сохранение здоровья личности в профессиональном образовании: системный психолого-педагогический подход. Сб. трудов научно-практич. конф. ТГАСУ, окт.2012. – Томск, Изд-во ТГАСУ, 2012. – С. 129-136

24. Структурно-логические схемы – дидактическое основание информационных технологий, электронных учебников и комплексов. Издания РАЕ, Современные проблемы науки и образования, 2012, № 6. С.

25. Психолого-педагогические основания развития и сохранения здоровья личности в системах общего и профессионального образования. Издания РАЕ, Фундаментальные исследования, Раздел психологические науки, № 6 (2) 2013. С. 449-457.

26. Образовательная среда развития личностного потенциала студентов, сохранения и укрепления их здоровья. Издания РАЕ, Современные проблемы науки и образования, 2013, № 3. С.

27. Педагогическая психология. Учебное пособие со структурно-логическими схемами,

получившее гриф УМО по профессионально-педагогическому образованию. (Дополнено и

переиздано). – Томск: Изд-во ТПУ, 2013. – 332 с.

Название опубликованных монографий. Психолого-педагогические основы

качества подготовки специалистов в техническом вузе. Монография. – Красноярск, 1996. Депонир. в НИИ ВШ № 136-09-96. 172 с. (11,2 п.л.)

В монографии и приведенном выше списке публикаций под номерами 2, 4, 5, 18, 22, 27

указаны учебные пособия автора, отражающие его системный психолого-педагогический подход к решению различных педагогических проблем и которые нашли широкое применение в педагогической и научно-исследовательской деятельности аспирантов, докторантов, учителей и преподавателей, чьи работы направлены на развитие личностного (интеллектуального, творческого и др.) потенциала, различных способностей, талантов и сохранение здоровья подрастающего поколения, качество их обучения, подготовки к профессиональной деятельности в системах общего и профессионального образования.

Участие в IV Международной научно-практической конференции «Международные системы аттестации научно-педагогических кадров» 24 мая 2014 г. с публикацией статьи

«Мониторинг качества подготовки педагогов-исследователей в системе аспирантура – докторантура» (соавтор Т.В. Иванова) в журнале РАЕ «Фундаментальные исследования» и этой же статьи на англ. языке «Monitoring of training qualitity of teacher-resercher in graduate

School-Doktoral» в Международном журнале прикладных и фундаментальных исследований – "International journal of Applied and fundamental research", 2014. № 2.

Психолого-педагогические основания развития и сохранения здоровья личности в системах общего и профессионального образования. Издания РАЕ, Фундаментальные исследования, Раздел психологические науки, № 6 (2) 2013. С. 449-457.

Концепция природосообразного и культуросообразного образования / Фундаментальные исследования, Раздел психологические науки, № 6 (2) 2013. С. 449-457.