Научная тема: «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЫТИЯ И НЕБЫТИЯ»
Специальность: 09.00.13
Год: 2014
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. В основании человеческой природы лежат глубинные процессы отношений между субстанциональными понятиями бытия и небытия, разная «конфигурация» которых обусловливает происхождение мистического, метафизического, диалектического и мифологического антропогенеза и мировоззрений. Причиной и источником специфической «конфигурации» основных понятий выступает учение об эманации как механизме отношений между целым и его частями. Эманация, как истечение низших состояний из высших, порождает универсальную иерархию всех форм бытия макро- и микромира. Иерархия становится универсальным способом типологизации для всех рассмотренных антропологических концепций.

2. Эманация, приобретая форму конусовидной спирали, включает на разных этапах своего проявления все механизмы антропогенеза: креационизм, эманационизм, эволюционизм и метаморфизм. Каждый из механизмов антропогенеза формирует / представляет специфику состояний человека, связанных с его бытием-небытием и предопределяемых / выражаемых соответствующими категориями:

  • креационизм формирует мистическую природу происхождения человека, возникающую из отношений «небытие небытия»;
  • эманационизм продуцирует метафизическую природу человека, происходящую из отношений «бытие небытия»;
  • эволюционизм реализует диалектическую природу происхождения человека, связанную с «небытием бытия»;
  • метаморфизм редуцирует мифологическую природу происхождения человека, обязанную возникновению состояния «бытие бытия».

Таким образом, суть интегративной концепции бытийственно-небытийственной природы человека, включающей в себя разные антропологические учения, - эманационная модель.

3. Рациональное прочтение образа небытия осуществляется с помощью универсальных базовых характеристик, упорядоченных в иерархический ряд по степени их важности. Так, по содержанию небытие представлено абсолютной пустотой, по форме - простотой, по состоянию - покоем, по размерам - бесконечностью. Следовательно, небытийственная природа человека, выступая субстанциональным началом всех атрибутивных бытийственных переживаний, обретает конкретные рациональные свойства, которые определяются как «пустующая простота покоящейся бесконечности». Однако в действительности небытие может быть рационально определено любой комбинацией указанных четырех свойств, так как пустота проста и потому в сложной иерархии не нуждается.

4. Согласно принципу антиномии - противоречию между двумя взаимоисключающими понятиями, бытие есть противоположность небытия, то есть бытие это не пустота, не простота, не покой и не бесконечность. Следовательно, новое рациональное прочтение бытия принимает противоположные от небытия универсальные базовые характеристики - некоторую степень полноты, сложности, подвижности и ограниченности. Полнота бытия будет связана с границами пространства; сложность бытия - с мерой ее измерения - временем; подвижность бытия - с разными типами движения; ограниченность бытия - с материей.

5. Рациональное прочтение бытийственной природы человека включает в себя как абсолют небытия, так и относительность бытия. Благодаря процессу эманации, как нисхождению низшего из высшего, пустота, простота, покой и бесконечность небытия истекают в пространство, время, движение и материю бытия, из которых, в свою очередь, благодаря тому же истечению возникают соответствующие формы бытия человека: интуиция, рассудок, инстинкты, телесные чувства. Онтологическое родство небытия, бытия и свойств сознания становится очередным свидетельством тождества устройства бытийственно-небытийственной природы человека с бытием космоса и абсолютным небытием.

6. Бытийственно-небытийственная природа человека в разных концептуальных антропологических учениях принимает следующий вид:

  • в мистике становится «разницей потенциалов» между совершенным небытием и несовершенным бытием. Иначе говоря, между пустотой и полнотой, между простотой и сложностью, между покоем и движением, между бесконечностью и ограниченностью. Таким образом, чем менее наполнен, сложен, подвижен и ограничен бытием человек, тем ближе он к совершенству небытия, тем ближе он к Абсолюту, Богу;
  • в метафизике становится «разницей потенциалов» между небытийственным совершенством Блага, Истины, Красоты и Справедливости и искаженными их формами в бытии человека: его заблуждениями, ложью, безобразием и произволом. Таким образом, чем дальше бытие человека от Блага и его составляющих, тем слабее его природа, тем больше его расколотость;
  • в диалектике изучением человека занимается ряд дисциплин, поэтому с точки зрения психологического подхода его природой становится «разница потенциалов» между небытием, как непроявленностью для чувств, архетипов коллективного бессознательного, и бытием сознания. С точки зрения социокультурного подхода природой человека становится «разница потенциалов» между формами общественного сознания и формой индивидуального сознания. С точки зрения биологического подхода природой человека становится «разница потенциалов» между не проявленным для чувств геномом и его способностью реализовать свой потенциал в социальном поведении. С точки зрения космологического подхода природой человека становится «разница потенциалов» между не проявленными для его чувств волновыми паттернами универсума, напоминающими идеи Платона, и выбором им своего бытия - альтернативного (эвереттовского) мира. Таким образом, небытийственный генофонд отдельного человека, нации, народа, наконец, человечества становится культурным достоянием, воспроизводит и познает себя в разных формах бытия социальной деятельности людей;
  • в мифологии становится «разницей потенциалов» между формами бытия мира, рождающими образы богов, и соответствующими им свойствами сознания человека, благодаря которым происходит процесс гармонизации последних с первыми. Иначе говоря, «разница потенциалов» между пространством и интуицией, временем и рассудком, движением стихий и инстинктами, материей и телесными чувствами. Здесь чем сильнее и целостней природа человека, тем ближе он к единой жизни с миром и его богами. И, наоборот, чем слабее и раздробленнее она, тем изолированнее его бытие от них.

7. Интуитивная способность человека, связанная с духовной свободой, становится механизмом перехода из череды бытийственных его состояний в небытие, иначе говоря, превращается из ограниченного бытием созерцания в безграничную свободу пустоты, как синонима Блага. Рассудочная способность человека, связанная с интеллектуальным знанием, возвышаясь над бытием, оказывается в пустующей простоте небытия, выступающей природой человека и принимающей образ Истины. Инстинктивная способность человека, связанная с чувством физической любви, возвышаясь над бытием, растворяется в небытийственном покое совершенной Красоты. Телесно-чувственная способность человека, связанная с механизмом перехода человека из череды бытийственных его переживаний и страданий в состояние моральной гармонии (полноты, целостности), рождает образ высшей Справедливости, небытийственная сущность которой коренится в бесконечной природе самого человека.

8. Эманационная модель интегративной бытийственно-небытийственной природы человека, эксплицируя принцип иерархизации, проявляющийся в индексации15 бытующих антропологических моделей, становится основой их типологизации. Так, чем выше индекс антропологической концепции, тем совершеннее она, тем глубже постижение человеком своей целостности, тем сильнее ощущение единства бытия с небытием.

Список опубликованных работ
Монографии

1. Родзинский Д. Л. Связь мудреца с античными образами судьбы. — М. : Макс Пресс, 2000. — 6,5 п. л.

2. Родзинский Д. Л. Природа сознания античного мудреца. — М. : Макс Пресс, 2003. — 7 п. л.

3.Родзинский Д. Л. Сознание античного мудреца. — М. : АГРАФ, 2003. — 16,8 п. л.

4.Родзинский Д. Л. Небытие и бытие сознания в ранних формах индийской, китайской и греческой философии. — М. : МПСИ, 2006. — 17,5 п. л.

5. Родзинский Д. Л. Природа ума человека в философских мировоззрениях. — М. : МПСИ, 2011. — 15 п. л.

Учебные пособия

1. Родзинский Д. Л. Философия в вопросах и ответах : учеб. пособие. — М. : МПСИ, 2006. — 17,5 п. л.

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК

1. Родзинский Д. Л. Природа сознания в индийской философии // Философия хозяйства. — 2009. — № 5. — С. 221–229. (0,5 п. л.)

2. Родзинский Д. Л. Происхождение хозяйственного сознания в даосизме // Философия хозяйства. — 2009. — № 6. — С. 200–208. (0,5 п. л.)

3.Родзинский Д. Л. Концепция космоса и сознания у Плотина как неотъемлемых условий хозяйственной деятельности // Философия хозяйства. — 2010. — № 1. — С. 216–232. (1 п. л.)

4.Родзинский Д. Л. Фортуна и её роль в античном мировоззрении философов // Философия и культура. — 2010. — № 1 (25). — С. 67–71. (0,5 п. л.)

5. Родзинский Д. Л. Организующий принцип космического хозяйства и его проводника — сознания мудреца // Философия хозяйства. — 2010. — № 2. — С. 189–194. (0,3 п. л.)

6. Родзинский Д. Л. Метафизические истоки хозяйственной деятельности мудреца в античной философии // Философия хозяйства. — 2010. — № 3. — С. 234–238. (0,3 п. л.)

7. Родзинский Д. Л. Влияние образа мирового ума на философское мировоззрение в античности // Философия и культура. — 2010. — № 3 (27). — С. 98–103. (0,5 п. л.)

8.Родзинский Д. Л. Преодоление сознания хозяйственной деятельности в раннем буддизме (хинаяны) // Философия хозяйства. — 2010. — № 4. — С. 209–214. (0,3 п. л.)

9.Родзинский Д. Л. Роль случая в мировоззрении античных философов // Философия и культура. — 2010. — № 4 (28). — С. 109–114. (0,5 п. л.)

10.Родзинский Д. Л. Антикультурный феномен «чистого» сознания в чань-буддизме // Философия хозяйства. — 2010. — № 6. — С. 184–194. (0,5 п. л.)

11.Родзинский Д. Л. Роль ананке как одного из образов судьбы в мировоззрении античного философа // Философия и культура. — 2010. — № 6 (30). — С. 78–84. (0,5 п. л.)

12. Родзинский Д. Л. Сравнительный анализ некоторых концепций счастья // Психология и психотехника. — 2010. — № 11 (26). — С. 70–76. (0,5 п. л.)

13. Родзинский Д. Л. Небытийственная природа мистического мировоззрения // Философия и культура. — 2010. — № 12 (36). — С. 23–32. (1 п. л.)

14. Родзинский Д. Л. Природа эстетического сознания // Философия и культура. — 2011. — № 4 (40). — С. 147–153. (0,5 п. л.)

15. Родзинский Д. Л. Природа инстинктов человека и их связь с некоторыми образами судьбы // Психология и психотехника. — 2011. — № 9 (36). — С. 30–34. (0,3 п. л.)

Другие публикации в научных журналах и сборниках

1.Родзинский Д. Л. Мойра // Философия и культура. — 2008. — № 7. (0,5 п. л.)

2.Родзинский Д. Л. Дике как один из образов античной идеи судьбы // Философия и культура. — 2009. — № 2 (14). (0,5 п. л.)

3.Родзинский Д. Л. Суть человеческой идентичности // Психология и психотехника. — 2009. — № 10 (13). (0,5 п. л.)

4.Родзинский Д. Л. Идея рока в античной культуре // Философия и культура. — 2009. — № 12 (24). (0,5 п. л.)

5.Родзинский Д. Л. Бытийственно-небытийственная модель разума в мифологии // Педагогика и просвещение. — 2011. — № 2. — С. 19–31. (1 п. л.)