Научная тема: ««ГЕПТАСТИЛИСТЫ»: КОНСТАНТИН ЛЕОНТЬЕВ, ЕГО СОБЕСЕДНИКИ И УЧЕНИКИ (ИДЕИ РУССКОГО КОНСЕРВАТИЗМА В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА)»
Специальность: 10.01.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Русский консерватизм - устойчивый историко-философский термин, подчеркивающий отличие этой ветви консерватизма от современных ей западных, в большей мере связанных с политической практикой и рефлексией. Как и в случае споров о «русской философии / философии в России», здесь важно подчеркнуть, что речь идет не о бытовании консерватизма в нашей стране (для этого можно было бы использовать термин «российский консерватизм»), но о качественно иной версии. Круг основных идей русского консерватизма определяется формулой, предложенной еще гр. С. С. Уваровым («Православие - самодержавие - народность»), претерпевшей с течением времени ряд трансформаций - как в официозную, так и в более творческую сторону (например, у славянофилов). С русским консерватизмом связана и деятельность К. Н. Леонтьева.
  2. Политическое направление К. Н. Леонтьева, по его собственному определению, было «прогрессивно-охранительным». Его проекты предполагали ряд смелых социально-экономических реформ («охранительный социализм», «социалистическая монархия»), а идея «эстетики жизни», которая должна господствовать над вторичной «эстетикой отражений», выделяла его из общего ряда «охранителей», делая скорее предшественником эпохи модерна. От большинства современников из консервативного лагеря его отличало и понимание приоритета церковного над государственным и национальным. Своей жизненной задачей Леонтьев считал проповеди «новой восточной культуры», своеобразной и «антитетичной» (от слова «антитеза») по отношению к современной западной культуре. Прямых своих предшественников Леонтьев видел в старших славянофилах и Н. Я. Данилевском (с последним он, впрочем, шел параллельно и книгу «Россия и Европа» прочитал уже как подтверждение собственных догадок). Кроме того, им было испытано сильное влияние А. И. Герцена («эстетика истории») и Д. С. Милля (в его учении о «разнообразии» и «развитии»). Взгляды Леонтьева на проблему «своеобразия» сложились к концу 1860-х гг., обогатившись знакомством с византийской культурой Афона и бытом христианского и мусульманского Востока.
  3. Публицистические произведения Леонтьева отвечают его представлениям о задачах «высокой публицистики», понимаемой как род научной (прогностической) деятельности и в то же время как пророчество (здесь он близок Вл. С. Соловьеву). Терминологический и образный ряд широко заимствовался им из естественнонаучных и математических дисциплин, а также медицины. Тщательное авторедактирование и строгая автоцензура, свойственные Леонтьеву, позволяют увидеть серьезность его отношения к роли публициста.
  4. Культурфилософские идеи Леонтьева воплощались и в его художественных произведениях.  Так, в романе «Одиссей Полихрониадес» (1872-1882) Леонтьев раскрывает свое понимание идеально устроенного «эпического» мира. Это и другие произведения, написанные после пребывания на Святой горе Афон, носят ярко выраженный дидактически-проповеднический характер.
  5. Любовь Леонтьева к спорам, к проповедничеству, граничащему с прозелитизмом, его расхождения с консерваторами-«государственниками» М. Н. Катковым и К. П. Победоносцевым, споры с Ф. М. Достоевским, Л. Н. Толстым, И. С. Аксаковым, и история его многолетней интеллектуальной и задушевной дружбы с Т. И Филипповым и Вл. С. Соловьевым, его вечная тоска о «понимании», - все это выявляет в Леонтьеве яркого «человека диалога», глубже всего именно в творческом диалоге раскрывающегося.
  6. К началу 1880-х гг. философские и культурологические представления Леонтьева оформляются в стройное учение, получившее название «гептастилизм». Тогда же он встречает и первых последователей, в общении с которыми создает нечто вроде «школы» (в античном понимании этого слова) или тайного общества. Часть учеников относилась к этому как к игре, другие же становились «солдатами гептастилистической армии» (слова И. И. Кристи), проявлявшими себя на разных поприщах - в журналистике, ученой деятельности, церковном служении и т. д.
  7. «Гептастилизм» (седмистолпие; другие самоопределения: «анатолизм», восточничество; «идиотропизм», учение о своеобразии) - учение, охватывающее все сферы жизни, от бытовой до религиозной. Обнаружение неизвестных ранее рукописей Леонтьева подтвердило существование посвященных этой теме записок, не предназначавшихся для печати, но реконструкция учения возможна и на примере известных, издававшихся при жизни Леонтьева, произведений. В статье «Письма о Восточных делах» обнаруживается даже перечисление «7 столпов» культуры (они названы здесь «отвлеченными идеями»): религиозная, философская, политическая, юридическая, экономическая, бытовая, художественная идеи. Все они существуют в любой культуре, но у Леонтьева получают новое смысловое наполнение. «Срединным столпом» (соответственно, восьмым, вне общего счета стоящим, скрепляющим или несущим на себе всю остальную конструкцию) Леонтьев в записке, адресованной Я. А. Денисову, называет самодержавие.
  8. Эпистолярные диалоги Леонтьева и воспоминания о нем позволяют выявить свойственные ему педагогические приемы. Начиная свой «пропедевтический курс» с критики современной западной культуры, неприемлемых новшеств быта и речи, Леонтьев затем предлагал ученикам своеобразное противоядие, самим своим обликом и беседами приобщая их к иной культуре. Он старался привить им умение самостоятельно мыслить, знакомил их со своей теорией «триединого процесса развития», предлагая руководствоваться ею и своим излюбленным «эстетическим мерилом» в оценках встречающихся событий и явлений.
  9. В конце 1880-х гг. Леонтьев, оставленный к тому моменту почти всеми учениками, разочаровывается не в самом своем учении, а в возможности его приложения к жизни в России в обозримом будущем. Последние годы его жизни окрашены эсхатологическими настроениями. Волна интереса к Леонтьеву поднимается в 1910-е гг., и с тех пор у него появляются все новые и новые, хоть и немногие, последователи. Предпринятое исследование могло бы быть продолжено обращением к леонтьевским по происхождению мотивам в творчестве прот. П. А. Флоренского, Вяч. И. Иванова, И. А. Ильина, из ближайших к нам старших современников - Е. Л. Шифферса.
Список опубликованных работ
I. Монография

1. «Гептастилисты»: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики: Идеи русского консерватизма в литературно-художественных и публицистических практиках второй половины XIX – первой четверти ХХ века. СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2012. – 784 с.: ил., 24 с. вклейки.

II. Книги

2–12. Леонтьев К. Н. Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. / Подгот. текста и коммент. В. А. Котельникова и О. Л. Фетисенко. Т. 1–8, кн. 2. СПб.: Владимир Даль, 2000 – издание продолжается.

2. Т. 1: Произведения 1852–1861 годов. Из ранних произведений. – СПб., 2000. – 688 с.

3. Т. 2: Произведения 1861–1864 годов. – СПб., 2000. – 458 с.

4. Т. 3: Произведения 1864–1876 годов. Из жизни христиан в Турции. Незавершенные произведения. – СПб, 2001. – 768 с.

5. Т. 4: Одиссей Полихрониадес. – СПб., 2002. – 1045 с.

6. Т. 5: Произведения конца 1860-х – 1891 годов. СПб., 2003. – 934 с.

7. Т. 6, кн. 1: Воспоминания. Очерки. Автобиографические произведения. – СПб., 2003. – 819 с.

8. Т. 6, кн. 2: Фрагмент из дневника. Автобиографические материалы. Завещания. Другие редакции. Приложения. – СПб., 2004. – 770 с.

9. Т. 7, кн. 1: Публицистика 1862–1879 годов. – СПб., 2005. – 560 с.

10. Т. 7, кн. 2: Публицистика 1880 года. Ранние научные работы. – СПб., 2006. – 1022 с.

11. Т. 8, кн. 1: Публицистика 1881–1891 годов. – СПб., 2007. – 640 с.

12. Т. 8, кн. 2: Публицистика 1890–1891 годов. Другие редакции. Наброски. Подготовительные материалы. СПб., 2009. – 1408 с.

13. «Преемство от отцов»: К. Н. Леонтьев и И. И. Фудель: Переписка. Статьи. Воспоминания / Изд. подгот. О. Л. Фетисенко. СПб.: Владимир Даль, 2012 (Леонтьев К. Н. Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. Прил. Кн. I). – 752 с. : ил.

14. Пророки Византизма: Переписка К. Н. Леонтьева и Т. И. Филиппова / Сост., вступ. статья, подгот. текстов и коммент. О. Л. Фетисенко. СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2012. – 728 с. : ил.

15. Н. С. Лесков: классик в неклассическом освещении: А. Волынский. Н. С. Лесков: А. Измайлов. Лесков и его время / Отв. ред. О. Л. Фетисенко; вступ. статья В. А. Котельникова; подгот. текстов и коммент. А. С. Александрова, В. А. Котельникова и О. Л. Фетисенко. СПб.: Владимир Даль, 2011. – 590 с.

III. Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК

16. О датировке эпиграммы И. С. Тургенева на В. П. Боткина // Русская литература. 2000. № 2. С. 201–203.

17. Седьмая Международная научная конференция «Православие и русская культура» // Русская литература. 2000. № 4. С. 211–217 (в соавт. с М. А. Дмитриевой).

18. К истории восприятия Пушкинской речи: (Достоевский в неизданной переписке К. Леонтьева и Т. Филиппова) // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 2001. Т. 16. С. 330–342.

19. Литературные автопортреты К. Н. Леонтьева / Вступ. статья, подгот. текста, примеч. В. А. Котельникова и О. Л. Фетисенко // Русская литература. 2001. № 2. С. 147–160.

20. «Как быть с Соловьевым?»: L’Idée russe // Христианство и русская литература. СПб., 2002. Сб. 4. С. 398–415.

21. Письмо К. Н. Леонтьева к архиепископу Виленскому и Литовскому Алексию (Лаврову-Платонову) / Вступ. статья и коммент. О. Л. Фетисенко // Русская литература. 2002. № 4. С. 157–166.

22. Переписка К. Н. Леонтьева и С. Ф. Шарапова (1888–1890) / Вступ. статья, подгот. текста, и коммент. О. Л. Фетисенко / Русская литература. 2004. № 1. С. 110–144.

23. Переписка И. С. Аксакова и С. Ф. Шарапова (1883–1885) / Вступ. статья, подгот. текста и коммент. О. Л. Фетисенко // Русская литература. 2005. № 1. С. 149–179.

24. Окрест Оптиной: Достоевский и спор о «сентиментальном христианстве» в пометах К. Н. Леонтьева на книге «Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения...» // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 2005. Т. 17. С. 145–161.

25. «Братья Карамазовы»: Дополнения к комментарию: Граф Маттеи и коммерц-советник Гофф // Там же. С. 269–274.

26. Иван Аксаков и «фанатики-фанариоты». I. Переписка И. С. Аксакова и Т. И. Филиппова (1870—1885) / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. О. Л. Фетисенко // Русская литература. 2006. № 1. С. 115–146.

27. Иван Аксаков и «фанатики-фанариоты». II. И. Аксаков и К. Леонтьев // Там же. № 2. С. 146–160.

28. Из предыстории переезда В. В. Розанова в Петербург: Письмо В. Розанова Т. И. Филиппову / Вступ. статья, подгот. текста, примеч. О. Л. Фетисенко // Русская литература. 2006. № 4. С. 131–137.

29. Преподобный Амвросий Оптинский о «богословствовании мирян»: (Старец Амвросий и о. Климент (Зедергольм) о богословских сочинениях А. С. Хомякова и Т. И. Филиппова) // Христианство и русская литература / Отв. ред. В. А. Котельников и О. Л. Фетисенко. СПб., 2006. Сб. 5. С. 260–295.

30. Проповедник Нагорной радости («Петербургский мистик» Евгений Иванов) // Там же. С. 323–390.

31. Арсений Троепольский. Письма о плодотворности замечания и записывания полезных мыслей / Публ. и предисл. В. А. Котельникова; коммент. Е. В. Гладковой, В. А. Котельникова и О. Л. Фетисенко // Там же. С. 458–578.

32. В. В. Розанов в дневнике и незавершенных воспоминаниях Е. П. Иванова. Письма Розанова к Е. П. Иванову / Публ. <Вступ. ст., подгот. текста, коммент.> О. Л. Фетисенко // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2003–2004 годы. СПб., 2007. С. 439–515.

33. К. Леонтьев и Ив. Аксаков о двух типах христианства // Русская литература. 2008. № 3. С. 129–140.

34. Переписка В. В. Розанова и С. Ф. Шарапова (1893—1910) / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. О. Л. Фетисенко // Русская литература. 2008. № 4. С. 110–133; 2009. № 1. С. 184–207; № 2. С. 170–185.

35. Константин Леонтьев: «Турецкий игумен» в славянском монастыре // Христианство и русская литература / Отв. ред. В. А. Котельников и О. Л. Фетисенко. СПб., 2010. Сб. 6. С. 165–197.

36. К. Н. Леонтьев. <Список верующих> / Публ. <подгот. текста, вступ. статья, коммент.> О. Л. Фетисенко // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2007–2008 годы. СПб., 2010. С. 295–315.

37. Достоевский, «русские мальчики» и «православные немцы» // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 2010. Т. 19. С. 203–221.

IV. Статьи в других изданиях

38. «Брат от брата помогаем...»: (Из неизданной переписки К. Н. Леонтьева и Т. И. Филиппова) / Вступ. статья, подгот. текста, примеч. // Нестор. 2000. № 1. С. 165–204.

39. «Златая цепь единомыслия»: (Церковь и мир в неизданной переписке Константина Леонтьева и Тертия Филиппова) // Новая Европа. № 14. 2001. С. 104–113.

40. Путь Константина Леонтьева к монашеству // Православный летописец Санкт-Петербурга. 2001. № 2. С. 104–109.

41. Вл. Соловьев в «Голосе Москвы» (новые материалы) // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В. С. Соловьева: Материалы междунар. конф. 14–15 февр. 2003. СПб., 2003. С. 388–395.

42. «...С Львом Толстым я не тягаюсь и не равняюсь»: К теме «К. Леонтьев и Л. Толстой» // Филологические записки. Воронеж, 2003. Вып. 20. С. 105–117.

43. «...А плод его любы»: (Еще раз о споре К. Леонтьева с Достоевским) // Достоевский и современность: Материалы XVIII Междунар. Старорусских чтений 2003 г. Великий Новгород, 2004. С. 248–254.

44. Академический Леонтьев // Москва. 2006. № 1. С. 202–203.

45. «Это не шутка... а дело Божие...»: Старец Феодор Козьмич в переписке С. Ф. Хромова с М. А. Балакиревым // София. 2006. № 1. С. 26–30. № 2. С. 15–19.

46. Акростих А. Фета «Александрову» и его «адресаты» // XXI Фетовские чтения: Афанасий Фет и русская литература: Материалы междунар. науч. конф., посв. изучению жизни и творчества А. А. Фета (Курск, 28–30 июня 2006 г.). Курск, 2007. С. 18–33.

47. Н. П. Гиляров-Платонов, Т. И. Филиппов и К. Н. Леонтьев в их жизненных и литературных взаимоотношениях // Возвращение Н. П. Гилярова-Платонова: Сб. статей и материалов. Коломна, 2007. С. 98–118.

48. Евгений Иванов как читатель и «герой» Достоевского // Достоевский и мировая культура: Альм. № 23. СПб., 2007. С. 145–156.

49. Из области таинственных совпадений (забытый обитатель дома 57 по Офицерской) // Труды Гос. музея истории Санкт-Петербурга. СПб., 2007. Вып. 14: Музей-квартира А. Блока: Материалы конф. по краеведению «Коломенские чтения» (2002–2006). С. 100–102.

50. Неизвестный отзыв преп. Амвросия Оптинского о богословских сочинениях А. С. Хомякова // А. С. Хомяков: мыслитель, богослов, поэт: Сб. статей по материалам междунар. науч. конф.: В 2 т. М., 2007. Т. I. С. 457–462.

51. «Сочувствие и содействие»: Наследие К. Н. Леонтьева в руках друзей и единомышленников (1900–1920-е годы) // Вестник РХГА. Т. 8. 2007. Вып. 1. С. 117–129.

52. Столп Церкви или «новый Копроним?» (К. П. Победоносцев sub oculis Т. И. Филиппова и К. Н. Леонтьева) // Константин Петрович Победоносцев: мыслитель, ученый, человек: Материалы Междунар. юбилейной науч. конф., посв. 180-летию со дня рождения и 100-летию со дня кончины К. П. Победоносцева (Санкт-Петербург, 1–3 июня 2007 г.). СПб., 2007. С. 109–119.

53. Добров Вл. Константин Леонтьев в Оптиной Пустыни и у стен Троице-Сергиевой Лавры / Примеч. Г. Б. Кремнева и О. Л. Фетисенко // Оптинский альманах. 2008. Вып. 2. С. 109–120.

54. Из писем К. Н. Леонтьева / Вступ. статья, подгот. текста и коммент. О. Л. Фетисенко // Там же. С. 121–135.

55. Крымский проект Константина Леонтьева // Крымский текст в русской культуре: Материалы междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 4–6 сентября 2006 г. СПб., 2008. С. 146–157.

56. Переписка К. Н. Леонтьева и Л. А. Тихомирова / Публ. С. М. Сергеева при участии О. Л. Фетисенко // Записки Отдела рукописей. Вып. 53 / Рос. гос. б-ка. М., 2008. С. 433–454. (Подгот. текста писем: С. 446, 449.)

57. Реконструкция одного спора: К. Леонтьев и Ив. Аксаков о митрополите Филарете (Дроздове) // Филаретовский альманах. М., 2008. Вып. 4. С. 184–203.

58. «Турецкий игумен» о славянском мире: Slavica в наследии К. Н. Леонтьева // Россия и славянский мир: История, язык, культура: Сб. науч. трудов. М., 2008. С. 119–139.

59. Паломничество на Успенский остров в 1886 г.: (Неизвестное письмо Т. И. Филиппова) // София. 2009. № 1. С. 20–23.

60. Протоиерей Иосиф Фудель о святителе Филарете // XIX ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы: В 2 т. М., 2009. Т. 1. С. 111–114.

61. «Тяготение на почтительном расстоянии» (Болгарские страницы наследия Константина Леонтьева) // Образ России в Болгарии. Образ Болгарии в России: Сб. статей. СПб.; София, 2010. Препринт // http://newruslit.ru/culture/obraz-rossii-v-bolgarii.-obraz-bolgarii-v-rossii.-sbornik-statei.-spb.-sofiya-2010-internet-versiya.html.

62. Достоевский в двух эпистолярных диалогах В. В. Розанова 1890-х гг. // Достоевский и мировая культура: Альм. № 27. СПб., 2010. С. 204–218.

63. Письма К. Н. Леонтьева к А. А. Фету (1883–1891) <Вступ. ст., подгот. текста, коммент.> // А. А. Фет: Материалы и исследования. М.; СПб., 2010. Вып. 1. С. 236–290.

64. Забытые страницы русского богословия: Иван Кристи // Филаретовский альманах. М., 2011. Вып. 7. С. 245–275.

65. «Когда присоединят Рим к России?» (Письма П. П. Перцова к В. В. Розанову из Италии) / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. // Archvio russo-italiano VII = Русско-итальянский архив VII. Salerno, 2011. С. 67–100.

66. Константин Леонтьев – цензируемый и цензирующий // Цензура в России: история и современность: Сб. науч. трудов. СПб., 2011. Вып. 5. С. 158–169.

67. Славянофилы и «Русская беседа» в письмах М. И. Семевского к Г. Е. Благосветлову / Вступ. статья, публ. и примеч. О. Л. Фетисенко // «Русская беседа»: История славянофильского журнала: Исследования. Материалы. Постатейная роспись / Под ред. Б. Ф. Егорова, А. М. Пентковского и О. Л. Фетисенко. СПб., 2011. С. 344–362.

68. Тертий Филиппов – первый редактор «Русской беседы» // Там же. С. 100–123.