Научная тема: «АКСИОЛОГИЯ ЖИЗНИ КАК ОСНОВА БИОЭТИКИ В РОССИИ»
Специальность: 09.00.11
Год: 2012
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Междисциплинарность биоэтики детерминирована антропологическим поворотом в науке. Точкой соединения естественнонаучных, социально-гуманитарных, религиозных знаний является ее центральная проблема - формирование в общественном сознании аксиологии жизни - иерархически организованной системы ценностей, главной из которых является жизнь человека, а в качестве подчиненных выступают ценности, наполняющие жизнь смыслом.

Предмет, основные категории и основополагающие принципы биоэтики как формы научного социального знания имеют социально-аксиологическую сущность, которая выражается наличием в биоэтике социально и культурно обусловленных ценностей, формирующих в обществе отношение к жизни и здоровью человека и направляющих вектор гуманистического развития науки и медицины.

Выделение на основе ценностного подхода проблем, связанных, во-первых, с реализацией норм и принципов врачебной этики, во-вторых, с актуализацией гендерных аспектов сохранения здоровья и благополучия человека, в-третьих, с аксиологическим обоснованием человеческой жизни - определяет основные направления исследования биоэтики.

2. Роль биоэтики в современной науке и жизни общества выражается в том, что она, способствуя формированию в общественном сознании аксиологии жизни, стимулирует процесс гуманизации современной науки и сферы здравоохранения. Этот процесс направлен на решение следующих задач:

  • преодоление разрыва между научным и нравственным развитием в обществе;
  • устранение негативных последствий ценностных сдвигов внутри медицины;
  • восполнение недостаточности старых нравственных параметров для оценки и анализа реалий, порождаемых новыми технологиями в биомедицине;
  • расширение социальной сферы обсуждения моральных проблем биомедицинских наук и здравоохранения;
  • формирование позитивного отношения к научному прогрессу;
  • преодоление недоверия к традиционной медицине.
  • Механизмами реализации процесса гуманизации современного научного знания и здравоохранения являются:
  • актуализация исторически сформировавшегося ценностного отношения к жизни и здоровью человека;
  • привлечение правозащитного опыта;
  • расширение социальных функций медицины;
  • экологизация общественного сознания;
  • антропологизация науки и философии;
  • сближение естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.

3. Биоэтика человека, основывающаяся на консервативных ценностях, является формой биоэтики, ориентированной на аксиологическое обоснование человеческой жизни в ее родовой сущности. Биоэтика личности - это форма биоэтики, в основе которой лежат либеральные ценности, определяющие аксиологический статус жизни человека ее высоким качеством, которое не в последнюю очередь зависит от соблюдения принципа уважительного отношения к достоинству личности, ее прав и свобод.

Биоэтика человека и биоэтика личности являются вариантами реализации социально-аксиологических функций биоэтики. Эти формы биоэтики содержат ряд противоположных позиций по отношению к проблемам, связанным с жизнью, здоровьем и благополучием человека. Их конструктивное взаимодействие возможно при условии отхода от крайностей этического релятивизма и одностороннего натурализма со стороны либеральной биоэтики и этического догматизма со стороны консервативной. При соблюдении этих условий либеральная и консервативная традиция в биоэтике нейтрализуют негативные тенденции дегуманизации науки и здравоохранения.

4. Функционирование в России биоэтики в том ее виде, в котором она возникла и развивается в США и Европе, является проблематичным. Необходимо определение путей ее развития на почве собственных культурных традиций.

Такие черты менталитета, как: примат общего над индивидуальным, антипрагматизм, терпеливость, жертвенность, кризисность, максимализм и др. - препятствовали формированию в русском человеке аксиологического отношения к жизни и здоровью.

Одни и те же особенности менталитета, выражающиеся в национальном характере, в зависимости от сферы их проявления могут оказывать как социально-деструктивное, так и социально-конструктивное воздействие на общественную жизнь. Вышеназванные ментальные черты, с одной стороны, негативно отразились на отношении к жизни и здоровью, с другой, сформировали в России особый тип врача-гуманиста, воплощающий следующие нравственные характеристики: способность забыть о личном, бескорыстие, жертвенность, способность к быстрому принятию ответственных решений и т. п.  Образ врача-гуманиста в России XIX в. является практически каноничным с точки зрения тех нравственных норм и принципов, которые акцентирует биоэтика.

Совмещение гуманистического потенциала, накопленного русской медициной XIX в., со знаниями западной биоэтики будет способствовать решению многих проблем, возникших в отечественном здравоохранении и медицинской науке ХХI в.

Одним из источников российского типа биоэтики и основанием аксиологии жизни является антропологизм и человекоразмерный экологизм русской литературы, которые нашли отражение, в том числе, в художественных произведениях о врачах; литературных текстах, созданных писателями-врачами; в произведениях, поднимающих этические проблемы научных исследований.

5. В отечественной философской мысли XIX в. сформированы идеи и принципы аксиологии жизни (обусловленность здоровья социальными ценностями, антропологизм, антропоцентризм, значение в сохранении здоровья и благополучия гендерных отношений, абсолютизация ценности человеческой жизни и др.).

В русском материализме проблема аксиологического статуса жизни и здоровья человека наиболее полно представлена: в трудах представителей русского естествознания И. И. Мечникова, посвященных ортобиозу и вопросам геронтологии, и И. П. Павлова, в которых излагается концепция инстинкта жизни и жизнеорганизующих рефлексов цели и свободы; в антропологическом материализме, теории разумного эгоизма Н. Г. Чернышевского и в его критике мальтузианства. Идеи и концепции этих мыслителей теоретически родственны либеральной биоэтике.

Теоретическим источником консервативной биоэтики являются концепции русских религиозных философов (учение о соборности славянофилов, идеи христианского гуманизма В. С. Соловьева, философия «общего дела» Н. Ф. Федорова, философия «домо-строя» В. В. Розанова, христианский антропологизм П. Д. Юркевича и др.). Основой ценностного осмысления человеческой жизни в их учениях являются созвучные биоэтике христианские положения, переработанные в традициях философского гуманизма.

6. Проблемность реализации основных норм и принципов медицинской этики в современной России обусловлена изменением ценностных ориентиров медицины, недостаточной сформированностью традиций личностно ориентированной медицины, преобладанием в общественном сознании патерналистских установок на взаимоотношения врача и пациента, сложившейся в отечественном здравоохранении сложной ситуацией, консумеризацией современной российской медицины и др.

Социально обусловленная проблемность реализации основных норм и принципов медицинской этики в условиях современной российской действительности особенно проявляется в ситуациях, связанных с необходимостью защиты достоинства и прав пациента, реализации в здравоохранении принципов информированного согласия и справедливости как равенства в праве на милосердие.

Посредством анализа этих ситуаций биоэтика открывает новые ракурсы в исследовании и осмыслении проблем, имеющих в философии статус фундаментальных: обоснование достоинства личности, соотношение свободы и ответственности, актуализация принципов справедливости и милосердия.

7. Сфера гендерных отношений тесно связана с проблемой здоровья и благополучия человека. Одним из значимых аспектов гендерных отношений является интимная жизнь. В современной России актуальность обсуждения гендерных аспектов сохранения здоровья и благополучия человека обусловлена, в том числе, необходимостью преодоления негативных последствий либерализации сексуальности.

Трудность обсуждения гендерных аспектов сохранения здоровья и благополучия человека связана с тем, что эта тема, во-первых, включает в себя проблемы, связанные с приватной, интимной жизнью человека; во-вторых, стала объектом философско-научного анализа совсем недавно - этим также объясняется важность обсуждения этой темы языком биоэтики.

8. Преодоление процесса релятивации ценности человеческой жизни в нашей стране следует начинать с формирования в обществе ценностного отношения к жизни еще не рожденного человека и жизни человека, стоящего на пороге смерти как к состояниям, предельно выражающим уязвимость человеческой жизни.

Проблема аксиологического обоснования человеческой жизни обостряется там, где она наиболее уязвима и беззащитна, а именно до момента естественных родов. Поэтому требуется распространение императива гуманистического отношения к человеческой жизни в современном обществе.

Важным шагом в преодолении процесса релятивации ценности человеческой жизни в современном российском обществе также является: социально-аксиологическое осмысление эвтаназии, формирование культуры «сопровождения жизни до самой смерти», ценностное переосмысление смерти с учетом социального опыта прошлых эпох (аксиология жизни на пороге смерти).

Список опубликованных работ
Монографии:

1.Биоэтика в России. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2011. 14 п.л.

2.Биоэтика как аксиология жизни в современной России. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2012. 8 п.л.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1.Аксиологический статус жизни и здоровья человека в философии Н. Г. Чернышевского (анализ проблемы в контексте биоэтики) // «European Social Science Journal». 2012. № 1. С. 7–14. 0,6 п.л.

2.Антропологизм философии П. Д. Юркевича в контексте его полемики с Н. Г. Чернышевским // Вестник Читинского государственного университета. 2012. № 1 (80). С. 116–121. 0,5 п.л.

3.Медико-социальные последствие пребывания человека в деструктивной секте (опыт биоэтического анализа) // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. Вып. 14. С. 146-151. 0,6 п.л.

4.Некоторые проблемы преподавания биоэтики в вузе // Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2010. Т. XII. Вып. 2. №№ 55–56. С. 397–401.0,5 п.л.

5.Русская религиозная философия как теоретическая основа формирования комплекса биоэтических знаний в России // Гуманитарный вектор. 2011. № 2 (26). С. 24–31. 0,7 п.л.

6.Русские врачи-гуманисты (к вопросу об истоках российского типа биоэтики) // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 4 (39). С. 16–25. 0,7 п.л.

7.Соотношение либерализма и консерватизма в биоэтике и их противопоставление этическому нигилизму ницшеанского типа // Гуманитарный вектор. 2010. № 1 (21). С. 133–139. 0,5 п.л.

8.Социально-аксиологическая роль биоэтики в науке и жизни современного общества // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2012. № 4 (45). 0,9 п.л.

9.Справедливость – воздаяние по заслугам или милосердие (анализ проблемы в контексте биоэтики) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 2 (16). Ч. 1. С. 92–96. 0,5 п.л.

10.Христианско-консервативные основы биоэтики. Консервативная биоэтика в России // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2010. № 4 (33). С. 48–54. 0,6 п.л.

11.Человек и личность в учении о соборности // Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2009. Т. XI. Вып. 4. №№ 51–52. С. 363–371. 0,6 п.л.

Учебные и учебно-методические пособия, в которых отражены материалы диссертации, внедренные в учебный процесс:

1.Введение в биоэтику (элективный курс): учебно-методические рекомендации. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2008. 28 с. 1,2 п.л.

2.Основы биоэтики (программа элективного курса) // Сборник программ элективных курсов кафедры философии ЗабГГПУ им. Н. Г.Чернышевского, Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. С. 70–85. 0,4 п.л.

3.Основы консервативной биоэтики: учебное пособие для гуманитарных и негуманитарных вузов. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2007. 113 с. 6,4 п.л.

4.Русский менталитет (программа элективного курса) // Сборник программ элективных курсов кафедры философии ЗабГГПУ им. Н. Г.Чернышевского, Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. С. 85–93. 0,5 п.л.

5.Русский менталитет (учебная программа) // Изучение дисциплин ОПД и СД по специальности «Социальная антропология»: учебно-методическое пособие. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. С. 91–100. 0,5 п.л.

Другие публикации по теме диссертационного исследования:

1.Аксиология жизни в трудах представителей русской естественнонаучной школы // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. Сборник статей 2-й межрегиональной научной конференции (Чита, 17–18 мая 2011), Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2011. С. 29–53. 1,5 п.л.

2.Биоэтика в современной культуре // Культурологический альманах. Сборник статей. М.: Прометей, 2005. С. 186–191. 0,5 п.л.

3.Влияние патристики на русскую этику // Русская философия между Западом и Востоком: Материалы V Всеросс. Научн. конференции. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. С. 116–121. 0,3 п.л.

4.Восточная патристика как источник идеи соборности // Славянская культура: Традиции и современность. Материалы IV региональной научно-практической конференции. Чита: изд-во ЗабГПУ, 1999. С. 14–20. 0,4 п.л.

5.Гуманизм этики В. С. Соловьева // Владимир Соловьев – философ, поэт, публицист: Сборник статей. Чита: Изд-во ЗабГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 1997. С. 56–61. 0,3 п.л.

6.Гуманитарный потенциал и социальный реализм русской литературы как основание для формирования российского типа биоэтики // Филологическое образование в вузе и школе: история и современность. Материалы региональной научно-практической конференции «Филологическое образование в вузе и школе: история и современность» (Чита, 2008). Чита: Изд-во ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 2009. С. 51–62. 0,5 п.л.

7.Достоинство личности как биоэтическая проблема // Гуманитарный вектор. 2008. № 3 (15). С. 13–19. 0,5.

8.Задачи изучения биоэтики в школе и вузе (Региональный аспект) // Забайкалье и Православие: Пятые Иннокентьевские чтения: Материалы научно-практической конференции. Чита: Центр. гор. б-ка им. А. П. Чехова, 2002. С. 105–108. 0,2 п.л.

9.Истоки философского учения о соборности // ХХI век: Будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса. В 4 т. Т. 4: Философия духовности, образования, религии. Ч. 1. Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та, 1999. С. 99-100. 0,1 п.л.

10.Католицизм и православие: разные подходы в консервативной биоэтике (тезисы) // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Т. II. Новосибирск: Параллель, 2009. С. 194–195. 0,1 п.л.

11.Либерализация сексуальности и оценка ее последствий с точки зрения биоэтики // Общественные науки. 2012. № 1. С. 41–52. 0,4 п.л.

12. «Нечто из туманов “образов” и “подобий”» в философии В. В. Розанова // Персонологии русской философии: Материалы IV Всеросс. Научн. Конференции. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2001. С. 85-89. 0,3 п.л.

13.Особенности преподавания биоэтики в вузе // Университет в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию университета, Чита, 29–31 октября 2008, Чита: Изд-во ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 2009. С.137–138. 0,1. п.л.

14.Проблема распространения деструктивных сект (опыт биоэтического анализа) // Жизненные силы семьи: проблемы формирования, реабилитации и поддержки. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции (13–14 ноября 2008). Чита: Изд-во ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 2009. С. 21–27. 0,5 п.л.

15.Роль святителя Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого) в формировании современной биоэтики // Святые – покровители земли Сибирской. Седьмые Иннокентьевские чтения. Материалы региональной научно-практической конференции. Чита: Центр. гор. б-ка им. А. П. Чехова, 2004. С.104-109. 0,3 п.л.

16.Соотношение религиозного и научного текстов в культуре XXI в. // Духовная книга в образовании и воспитании человека. Восьмые Иннокентьевские чтения. Материалы региональной научно-практической конференции. Чита, 2006. С. 30–34. 0,4 п.л.

17.Социальная ценность целомудрия в контексте биоэтики // Философия образования и образовательная политика в России и регионе: материалы симпозиума, проведенного в рамках международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия – Китай – Монголия (18–20 октября 2006 г.). Чита: ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 2006. С. 41–47. 0,7 п.л.

18.Социальные и естественные факторы здоровой наследственности // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. Сборник статей 1-й международной научной конференции (Чита, 20–21 апреля 2010), Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2010. С. 264–275. 0,5 п.л.

19.Справедливость – воздаяние по заслугам или милосердие (рассмотрение проблемы с позиций биоэтики) // Историческая связь времен: духовность, нравственность, патриотизм: Девятые Иннокентьевские чтения: Материалы научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 2. Чита: Центр. гор. б-ка им. А. П. Чехова, С. 4–10. 0,3 п.л.

20.Целомудрие как фактор сохранения здоровья // Здоровье – непреходящая ценность. Материалы межрегиональной конференции (7–8 мая 2009). Забайкальское отделение ОПВР им. Свт. Луки. Чита: Изд-во ЧГМА, 2009. С. 109–112. 0,2 п.л.