Научная тема: «ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)»
Специальность: 12.00.02
Год: 2011
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Одной из центральных мировоззренческих проблем современного конституционного права является проблема соотношения монизма и дуализма в теории конституционного режима публичного управления. В контексте заявленной темы указанная проблема сводится к вопросу о том, может ли президенциализм как идеология существовать без своего антипода, а именно идеологии парламентаризма.
  2. Категория «конституционный режим» возникла в Новое время как инструмент парламентаризма в борьбе против исполнительных прерогатив королевской власти и в настоящее время имеет смысл только в контексте противостояния двух глобальных идеологий публичной власти: парламентаризма и президенциализма.
  3. В классической системе разделения властей, разработанной Шарлем-Луи Монтескье, основной проблемой является вопрос о приемлемом балансе между полномочиями законодательной власти и полномочиями исполнительной власти. Президенциализм на примере США предлагает жесткое разграничение «сфер влияния» между указанными ветвями власти. Однако французский опыт свидетельствует о том, что возможно также мягкое разграничение сфер полномочий между законодательной и исполнительной властью при условии, что президенциализм как идеология вынужден «сожительствовать» с идеологией парламентаризма.
  4. Опыт Федеративной Республики Германия свидетельствует о том, что парламентаризм может быть исключительной, т.е. единственной, национальной идеологией, в то время как политическая идеология США и современной Франции имеет дуалистическую структуру, которая предполагает наличие двух противоборствующих элементов - президенциализма и парламентаризма.
  5. Конкуренция между президенциализмом и парламентаризомом как глобальными идеологиями сводится к вопросу о том, какой орган надежнее всего сможет не только контролировать исполнительную власть, но и обеспечить ее оптимальную эффективность: глава республики или ее парламент. В контексте противоборства указанных идеологий как глава государства, так и парламент предстают лишь как конкурирующие надзиратели над исполнительной властью.
  6. Идеология президенциализма (на примере США) в конечном итоге является антидемократической, так как стремится оправдать неуклонное расширение т.н. подразумеваемых полномочий Президента США, непрозрачных для Конгресса и, соответственно, неподконтрольных для высшего органа представительной власти в условиях демократического режима.
  7. В теории публичной власти США парламентаризм как идеология в чистом виде отсутствует. Ценности парламентаризма косвенно защищает ориджинализм (=теория буквального прочтения конституции). Соответственно, президенциализм представлен в версии нон-ориджинализма (=теории неотъемлемых и подразумеваемых полномочий президента).
  8. В свою очередь, нон-ориджинализм представлен четырьмя взаимосвязанными концепциями экзекутивного унитаризма, унилатерального президентства, административного президентства и североамериканской версии децизионизма, каждая из которых отстаивает тот или иной аспект эмпирически фиксируемого расширения полномочий президента, в первую очередь за счет полномочий Конгресса.
  9. Более чем 150-летний опыт конституционного строительства Франции свидетельствует о том, что не существует непреодолимой границы между президентским и парламентским режимом. Поскольку в теории не существует однозначного и общепризнанного определения ни президентского, ни парламентского режима, то и на практике невозможна четкая реализация ни того, ни другого.
  10. На смену концепции разделения властей в романо-германской правовой семье приходит концепция кооперации властей. Это идеологическое изменение закрепляется в термине «рационализированный парламент», т.е. орган представительной власти, утративший парламентский суверенитет и вынужденный не столько инициировать законопроекты, сколько реагировать на инициативы со стороны правительства.
  11. В принципе возможна дивергенция идеи представительства, как это мы видим на примере президентских республик. Такая же дивергенция закреплена в Конституции Пятой республики 1958 года. Речь идет о ситуации, когда народ как хранитель и главный распорядитель процесса легитимации использует полноту своей выборной власти дважды, т.е. для избрания двух разных органов государственной власти: один раз - для избрания законодательного собрания, а другой раз - для избрания президента.
  12. При дивергенции идеи представительства происходит частичная инверсия процедуры легитимации всех последующих (за общенародными) выборов и назначений. В условиях строго парламентарного режима легитимация органов государственной власти пробегает по «цепи легитимации» от низших, т.е. непосредственно избранных народом, органов через промежуточные органы к высшим. Этот классически демократический вариант легитимации можно назвать восходящей легитимацией. Однако при дивергенции (дуализме) принципа представительства появляется параллельный режим легитимации, при котором направление «тока легитимации» начинается от высшего звена (=непосредственно избранного народом президента) ко всем органам, нижестоящим в иерархии государственной власти.
  13. Парламент неизбежно теряет свой репрезентативный характер (=представительство народа в его политическом единстве), как только в сознании парламентариев укореняется представление о том, что они принимают законы в первую очередь для народа, а не для себя самих. Это специфическое ментальное состояние современного парламентария подрывает массовое доверие к парламенту как легитимному учреждению и институту конституционного права.
  14. Политическая оппозиция в рамках рационализированного парламента должна выполнять функцию консолидированного (упроченного) меньшинства против парламентского большинства и в то же время функцию формирования относительно монолитного «большинства» внутри конгломерата всевозможных меньшинств против неконсолидируемых и принципиально неинтегрируемых меньшинств. Тремя важнейшими функциями парламентской оппозиции остаются контроль, критика и альтернативная программа развития общества и государства.
  15. Термин «глава государства» как продукт архаичной телесной метафоры не имеет никакого актуального содержания. В лучшем случае его можно использовать как неудачную замену для понятия «первое лицо государства». В худшем случае термин «глава государства» создает идеологически реакционную иллюзию о том, что некий единоличный правитель может держать под своим контролем всю общественную жизнь и, следовательно, может решить любую житейскую проблему того или иного гражданина.
  16. В немецкой литературе пока еще не решен вопрос о том, обязан ли Бун-деспрезидент следовать кадровым предложениям Бундесканцлера, или, другими словами, обладает ли Бундеспрезидент компетенцией отклонить предложенную кандидатуру со стороны Бундесканлера. Однако господствующее мнение гласит, что, несмотря на возможность соучастия Бундеспрезидента в формальной компетенции Бундесканцлера производить кадровые назначения и отставки, Бундеспре-зидент, по конституции, лишен права участвовать в материальной кадровой компетенции Бундесканцлера.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Кучеренко П.А. Теория президентской власти в США: конституционно-правовой аспект. (Монография). М.: Европеец, 2010. 243 с. (10,5 п/л ).

2.Кучеренко П.А. Парламент и правительство в теории конституционного права Франции. (Монография). М.: Европеец, 2011. 316 с. (12,4 п/л).

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией

1.Кучеренко П.А. Полномочия Президента США в контексте теории ориджи-нализма // Современное право. 2010. № 8 (1). С. 100–103 (0,6 п/л).

2.Кучеренко П.А. Роль и место неотъемлемых и подразумеваемых полномочий президента в конституционно-правовой системе Соединенных Штатов Америки // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. М.: Изд-во РУДН, 2010. № 3. С. 55–65 (0,8 п/л).

3.Кучеренко П.А. Доктрины экзекутивного унитаризма и унилатерального президентства в Соединенных Штатах Америки // Современное право. 2010. № 12 (1). С107–111 (0,7 п/л).

4.Кучеренко П.А. Полномочия Президента США в системе сдержек и противовесов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. М.: Изд-во РУДН, 2010. № 4. С. 92–101 (0,7 п/л).

5.Кучеренко П.А. Конституционно-правовые механизмы контроля бюрократии в институте президентства США // Право и государство: теория и практика. 2011. № 2 (74). С. 21–27 (0,7 п/л).

6.Кучеренко П.А. Децизионизм и экспертно-аналитическая поддержка президента: социологический и нормативистский аспекты // Право и государство: теория и практика. 2011. № 3 (75). С. 31–35 (0,6 п/л).

7.Кучеренко П.А. Теория власти в работах основоположников научного социализма // Право и государство: теория и практика. 2011. № 4 (76). С. 15–19 (0,6 п/л).

8.Кучеренко П.А. Два мировоззренческих плана Конституции 1958 года Франции // Право и государство: теория и практика. 2011. № 5 (77). С. 35–38 (0,7 п/л).

9.Кучеренко П.А. Conseil сonstitutionnel в системе современного конституционного права Франции // Право и государство: теория и практика. 2011. № 6 (78). С.15–21 (0,8 п/л).

10.Кучеренко П.А. Конституция США и эволюция президентской власти // Известия вузов. Правоведение. 2010. № 4. С. 164–172 (0,8 п/л).

11.Кучеренко П.А. Социопсихологическая теория государства и права Леона Дюги // История государства и права. 2011. № 13. С. 21-24. (0,5 п/л).

12.Кучеренко П.А. Бицефальная система исполнительной власти Франции: статус главы государства и премьер-министра в Пятой Республике // Юридический мир. 2011. № 8. С. 44-48. (0,8 п/л).

13.Кучеренко П.А. Рационализированный парламентарный режим Пятой республики // Международное публичное и частное право. 2011. № 4. С. 25-31. (0,7 п/л).

14.Кучеренко П.А., Забелина Е.П. Особенности структуры исполнительной власти современной Германии // Право и государство: теория и практика. 2011. № 8 (80). С. 44–48. (0,5 п/л).

15.Кучеренко П.А. Теория разделения властей в конституционном праве Германии: особенности либерально-демократического подхода // Право и государство: теория и практика. 2011. № 9 (81). С. 28–34. (0,7 п/л).

Статьи, рецензии, работы, опубликованные в материалах всероссийских и международных конференций, симпозиумов и семинаров

1.Кучеренко П.А. Проблемы исследования института Президента США в науке конституционного права / Сборник научных статей по материалам Межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы конституционного и муниципального права». 19 Май. 2009. Россия. Экон-Информ. М., 2010. С. 101–106 (0,1 п/л).

2.Кучеренко П.А. Особенности правоохранительной системы США. Роль и место в ее структуре Президента США / Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «Правоохранительные органы России и за рубежом на современном этапе. Взаимодействие с общественными организациями в борьбе с терроризмом». 29 Окт. 2010. Россия. РУДН. М., 2010. С. 108–112 (0,1 п/л).

3.Кучеренко П.А. Концепция политической власти в трудах Эмиля Дюргейма / Сборник научных статей по материалам I Международной научной конференции «Актуальные проблемы и современное состояние общественных наук в условиях глобализации–2011». 14–15 Май. 2011. Россия. МИИ «Наука». Москва. М., 2011. С. 311–314. (0,6 п/л).

4.Кучеренко П.А. Деволюция парламентаризма в эпоху глобализации: конституционно-правовой аспект (тезисы доклада) / Materiбly VII mezinбrodnн vědecko-praktickб konference «Aktuбlnн vymoћenosti vědy-2011». – Dнl 8. Prбvnн vědy. Poli-tickй vědy: Praha. Publishing House Education and Science. С. 8-10 (0,2 п/л).