Научная тема: «ЖАНРОВАЯ ПАРАДИГМА МОРДОВСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ: ГЕНЕЗИС, МЕЖЛИТЕРАТУРНЫЙ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТЫ»
Специальность: 10.01.02
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Литературный жанр мы рассматриваем как модель литературного произведения, созданную на определенном этапе исторического развития литературы, характеризующуюся содержательными, формальными и функциональными признаками, непосредственно воплощающими авторское мировидение и отражающими закономерности литературного процесса. Относительно устойчивое единство жанров, их взаимодействие и модификации позволяют рассматривать жанровую систему не только в синхроническом, но и в диахроническом ракурсе. Типологические параллели литературных жанров и жанровых систем, исследованные в широком межлитературном контексте, способствуют интеграции жанрового и компаративистского подходов в изучении литературы.
  2. Исследование мордовской литературы в аспекте жанровой парадигмы художественной прозы привело нас к выводу о том, что в своем генезисе она неотделима от общероссийского историко-литературного процесса. Её вычленение в самостоятельное явление национальной культуры с явно выраженной спецификой было сложным и длительным процессом. Изучение художественной литературы мордвы в контексте родственных литератур финно-угорских народов Поволжья и Приуралья перспективно в аспекте выявления константного и вариативного, позволяет воссоздать реальную картину их развития, особенности жанрового, стилевого, идейно-тематического, национального своеобразия. 
  3. Оригинальность содержательного и структурного компонентов мордовской литературы, её философских, этических и эстетических начал во многом обусловлена сочетанием традиций родного фольклора и русской литературы. Доминирующим показателем фольклорно-литературных отношений следует считать жанровую преемственность, которая являлась или прямым следствием объективного воздействия фольклора на художественное творчество, или прогнозируемым результатом сознательно применяемого писателем художественного приема.
  4. Мордовский рассказ генетически восходит к устному повествованию, в большей степени к жанру мемората, в котором как элементе коммуникативной ситуации доминируют информационная функция и ситуативный контекст, отсутствуют композиционные и стилистические каноны, эстетическая функция вторична, события отбираются и преобразовываются посредством фильтра эпического повествования, что позволяет говорить об уровне контекстуальной реальности рассказа. На этапе становления мордовского рассказа обогащение его жанрового и художественного содержания происходило через преодоление диалектического единства дифференциации и интеграции жанровых форм. В одном случае личностное начало получало реализацию в усилении в произведении роли и влияния автора-повествователя (субъективированный аналитический тип изложения), в другом - в возрастании авторитета героя и его слова (объективированное сюжетное повествование). Пересечение двух типов повествования в рамках одного произведения способствовало появлению промежуточных жанрообразований (например, художественный очерк и рассказ-очерк).
  5. В финно-угорских литературах Поволжья и Приуралья становление жанра рассказа проходило однотипно (через художественное освоение поэтики фольклорных жанров, опыта русской литературы, постижение фактов действительности), но не синхронно по времени: в коми литературе к началу ХХ в. очерк, рассказ, повесть, роман были равноправными жанрами; в удмуртской литературе ведущее место принадлежало этнографическому очерку; в марийской - историческому и художественно-этнографическому очерку; в мордовской - публицистическому очерку, репортажу, зарисовке. В качестве типологических жанрообразующих признаков финно-угорского рассказа выступают: эпицентричность, однолинейный сюжет, четко выстроенная и завершенная фабула, жанровый синкретизм, ориентация на устную речь, авторскую модальность, связанную с этико-идеологическими устремлениями писателя. Вместе с тем в коми рассказах отмечены такие факторы жанровой новизны, как философичность содержания, усиление драматизма, углубление психологизма, усложнение сюжетно-композиционной формы, что было связано с ярко выраженным  автобиографическим началом, реализованным как на уровне формы, так и содержания. 
  6. Для малых жанров финно-угорской художественной прозы рассматриваемого периода характерны общие идейно-тематические постулаты, так называемая «внутриэпохальная конкретика» тема становления новой личности, прославление завоеваний, обусловленных социалистической революцией, героизм, патриотизм, важность подвига и победы в годы гражданской войны, значимость роли женщины. Масштабный подход к изображению человека выразился в стремлении авторов к универсализации связей личности как в микросреде (любовные, дружеские, семейные отношения), так и в макросреде (классовые, социальные отношения), их слиянию, «растворению» в «новой жизни».
  7. Формированию финно-угорской повести способствовали: «расширение» жанровых границ рассказа за счет преодоления абстрактности и схематичности в изображении действительности, усложнение художественного конфликта и сюжетосложения, создание комбинаторных жанровых конструкций. Драматизация как явление жанрового синкретизма в литературном процессе мордвы и марийцев повлияла на появление двух жанровых разновидностей повести - социально-бытовой и социально-психологической. Тяга к экзистенциальному самоопределению, выдвижение на первый план «биографического» как социального феномена и авторитетный дискурс обусловили развитие в удмуртской и коми литературах жанра автобиографической повести, характеризующейся ретроспективностью и субъективизмом в отборе фактов, в их освещении и оценке. В большинстве мордовских повестей нередко преобладали жанровые признаки рассказа, что дает основание выделить жанр новеллистической повести.
  8. Финно-угорский роман на этапе становления представлял собой многожанровое образование, включающее в свою конструкцию жанры, которые, сохраняя содержательную и формальную самостоятельность, с одной стороны, определяли романную целостность, а с другой, создавали его жанровые разновидности (роман в стихах, роман-исповедь, роман-диспут, роман с жанровыми вставками и т.п.). В мордовской литературе жанр романа первоначально оформился в стихотворную форму, что было обусловлено лиро-эпическим характером народной песенной поэзии и преимущественным развитием эпических тенденций в мордовских поэмах. В марийской, удмуртской, коми литературах жанр романа вырос в повествовательную форму благодаря интенсивному развитию эпических тенденций в рассказе и повести.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Бирюкова, О. И. Формирование художественных традиций мордовской литературы в контексте социальных и историко-культурных проблем конца XIX – первой трети ХХ в. (на примере жанра рассказа) / О. И. Бирюкова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 140 с. (8,75 п.л.).

2.Бирюкова, О. И. Интеграция литературно-художественных и фольклорных традиций в поликультурное пространство мордовской словесности конца XIX – первой трети XX вв. / О. И. Бирюкова. – Мордов. гос. пед. ин-т; Саранск, 2010. – 145 с. (9 п.л.).

3.Бирюкова, О. И. Жанровая парадигма мордовской художественной прозы: генезис, межлитературный и межкультурный контексты / О. И. Бирюкова. – Мордов. гос. пед. ин-т; Саранск, 2011. – 325 с. (20,3 п.л.).

Статьи, опубликованные в реферируемых научных журналах,

входящих в перечень ВАК РФ

4.Бирюкова, О. И. Существующие и возможные герменевтические подходы к вопросу о жанре как литературоведческой категории» / О. И. Бирюкова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – Вып. 31. – № 13 (151). – С. 17–22 (0,8 п.л.).

5.Бирюкова, О. И. Жанр как основополагающая категория формирования литературного процесса (к вопросу о становлении жанра рассказа в финно-угорских литературах Среднего Поволжья в начале ХХ века) / О. И. Бирюкова // Известия Самарского научного центра РАН. Серия «Филология и искусствоведение». – 2009. – № 2 (4). – С. 454–459 (0,8 п.л.).

6.Бирюкова, О. И. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат финно-угорского рассказа начала ХХ века / О. И. Бирюкова // Известия Самарского научного центра РАН. Серия «Филология и искусствоведение». – 2010. – Т. 12 – № 3 (2) (35). – С. 462–467 (0,8 п.л.).

7.Бирюкова, О. И. Художественная проза финно-угорских литератур Поволжья: типологические параллели и оппозиции появления и развития / О. И. Бирюкова // Известия Самарского научного центра РАН. Серия «Филология и искусствоведение». – 2009. – № 4 (4). – С. 984–989 (0,8 п.л.).

8.Бирюкова, О. И. Теоретико-литературная трактовка жанра «рассказ» в мордовском литературоведении / О. И. Бирюкова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2009. – № 4. – С.199–202 (0,6 п.л.).

9.Бирюкова, О. И. С. В. Аникин и А. П. Чехов: проблема творческого проникновения / О. И. Бирюкова // Вестник Поморского Университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2010. – № 7. – С. 166–173 (0,9 п.л.).

10.Бирюкова, О. И. Реализация художественной традиции в творческом наследии представителей родственных литератур / О. И. Бирюкова, И. В. Горобченко // Вестник университета Российской академии образования. – 2010. – № 2. – С. 66–69 (0,7 п.л.).

11.Бирюкова, О. И. Рассказ А. И. Завалишина «Пепел» как нарративный текст / О. И. Бирюкова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2010. – № 3 (2). – С. 86–90 (0,6 п.л.).

12.Бирюкова, О. И. Очерковый рассказ в мордовской литературе начала ХХ века: проблема жанрово-стилевого синтеза / О. И. Бирюкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки» – 2010. – № 10 (54). – С. 162–166 (0,7 п.л.).

13.Бирюкова, О. И. К вопросу о формировании жанра «роман» в художественно-литературном пространстве Поволжья начала ХХ века / О. И. Бирюкова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2011. – № 1. – С. 162–165 (0,5 п.л.).

14.Бирюкова, О. И. Жанр рассказа и поэтика фольклорных жанров: пути взаимопроникновения (на материале мордовской словесности) / О. И. Бирюкова // Известия Самарского научного центра РАН. Серия «Филология и искусствоведение». – 2011. – № 2 (4). – С. 1001-1007 (0,5 п.л.).

15.Бирюкова, О. И. Сказовое повествование как доминирующий принцип изложения в эпических произведениях А. Я. Дорогойченко / О. И. Бирюкова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. – 2011. – № 23. – С. 120–124 (0,7 п.л.).

16.Бирюкова, О. И. Интеграция литературно-художественных и фольклорных традиций в поликультурное пространство мордовской словесности конца XIX – первой трети ХХ вв. / О. И. Бирюкова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2011. – № 1 (2). – С. 108–111 (0,5 п.л.).

17.Бирюкова, О. И. Проблема формирования и развития финно-угорских литератур Среднего Поволжья начала ХХ века как проблема «диалога культур» / О. И. Бирюкова. – Вестник Челябинского университета. – 2011. – № 8 (223). – С. 3–11 (1,1 п.л.).

18.Бирюкова, О. И. Художественное осмысление действительности в контексте духовно-нравственных исканий личности в мордовской повести начала ХХ века / О. И. Бирюкова // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 2. – С. 75-79 (0,7 п.л.).

Научные публикации в других изданиях

19. Бирюкова, О. И. Своеобразие социокультурной коммуникации финно-угорских народов Поволжья в начале ХХ века: теоретико-языковой аспект / О. И. Бирюкова // «Язык и культура»: материалы Междунар. науч. конф. (13-14 апреля 2006 г.) – Петрозаводск, 2007. – С. 150–154 (0,3 п.л.).

20. Бирюкова, О. И. Становление жанра романа в финно-угорских литературах Среднего Поволжья: сравнительно-сопоставительный аспект / О. И. Бирюкова // «Проблемы филологии народов Поволжья»: материалы Всеросс. науч.-практич. конф. (13-15 марта 2008 г.). – М. – Ярославль, 2008. – Вып. 2. – С. 38–41 (0,3 п.л.).

21. Бирюкова, О. И. Межнациональные и поликультурные истоки мордовской литературы / О. И. Бирюкова // «Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы и перспективы развития»: материалы Междунар. науч.-практич. конф. (9-11 декабря 2008 г.). – Саранск, 2008. – С. 326–328 (0,2 п.л.).

22. Бирюкова, О. И. Жанрово-стилевой синтез и его роль в преобразовании очеркового начала в мордовском рассказе / О. И. Бирюкова // «Межкультурные связи в системе литературного образования»: материалы Всеросс. науч.-практич. конф. (19-20 ноября 2008 г.): в 2 ч. – Саранск, 2008. – Ч. 1. – С. 59–64 (0,4 п.л.).

23. Бирюкова, О. И. Проекция модели жанрового синтеза в мордовской литературе начала ХХ века (на примере творчества С. В. Аникина) / О. И. Бирюкова // «Гуманитарные науки и образование»: материалы VI Междунар. науч.-практич. конф. «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (17-18 апреля 2009 г.): в 2 ч. – Тольятти, 2009. – Ч. 2. – С. 3–9 (0,4 п.л.).

24. Бирюкова, О. И. Коми-литература / О. И. Бирюкова // Большая Российская Энциклопедия. – М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2009. – Т. 14. – С. 624 (0,1 п.л.).

25. Бирюкова, О. И. Сравнительно-типологический аспект изучения межкультурной и межлитературной коммуникации финно-угорских литератур Поволжья / О. И. Бирюкова // «Педагогическая наука и практика: мировые, российские и региональные тенденции развития»: материалы Междунар. науч.-практич. конф. (14-15 октября 2008 г.): в 4 ч. – Саранск, 2009. – Ч. 3. – С. 116–120 (0,3 п.л.).

26. Бирюкова О. И. Фольклор и литература как единая метасистема в формировании финно-угорских литератур Среднего Поволжья / О. И. Бирюкова // «Актуальные проблемы современной фольклористики»: материалы Междунар. науч.-практич. конф. (29 июня 2009 г.). – Казань, 2009. – С. 75–77 (0,2 п.л.).

27. Бирюкова, О. И. Жанрово-видовая специфика финно-угорского рассказа начала ХХ века / О. И. Бирюкова // «Гуманитарные науки и образование»: материалы VII Междунар. науч.-практич. конф. «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (15-18 апреля 2010 г.): в 3 ч. – Тольятти, 2010. – Ч. 3. – С. 87–93 (0,4 п.л.).

28. Бирюкова, О. И. Творчество писателей-просветителей как предыстория литературного процесса финно-угорских народов Поволжья / О. И. Бирюкова // «45-е Евсевьевские чтения (к 145-летию М. Е. Евсевьева и 155-летию А. Ф. Юртова)»: материалы Всерос. науч.-практич. конф. (19-20 мая 2009 г.): в 4 ч. – Мордов. гос. пед. ин-т; Саранск, 2010. – Ч. 2. – С. 92–93 (0,2 п.л.).

29. Бирюкова, О. И. Концепция личности в творчестве М. Горького и рассказе А. Дорогойченко «Ре-ке-сем» / О. И. Бирюкова // «Диалог литературы и культуры: интеграционные связи»: материалы Всеросс. науч.-практич. конф. с междунар. участием «Надькинские чтения» (28-29 апреля 2010 г.) – Саранск, 2010. – С. 11–13 (0,2 п.л.).

30. Бирюкова, О. И. Жанровая история как основа современной концепции развития национальных литератур / О. И. Бирюкова // Вестник Волжского ун-та им. Татищева. Серия «Гуманитарные науки и образование». – Тольятти, 2010. – Вып. 6. – С. 5–8 (0,3 п.л.).