Научная тема: «РОССИЙСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ: СУЩНОСТЬ, ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ»
Специальность: 09.00.11
Год: 2011
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. На основе анализа результатов исследования были предложены следующие теоретически разработанные и обоснованные определения понятий «менталитет» и «ментальность». Менталитет - это сформировавшийся на базе социального и духовного опыта предыдущих поколений устойчивый комплекс основополагающих представлений и проявлений субъектов социума, ориентирующий и во многом детерминирующий общественное и индивидуальное сознание и поведение.

Ментальность - это универсальное свойство индивидуальной психики, сохраняющее в себе типические инвариантные структуры, свидетельствующие о принадлежности индивида к определенному обществу и эпохе. Понятие «ментальность» как структурирующее находится в зависимости от понятия «менталитет». По отношению к термину «ментальность» «менталитет» - понятие базовое, фундаментальное, научное, в силу чего оно не может быть определено в каком-либо одном ракурсе.

Дифференцируя рассматриваемые понятия, автор доказывает, что ментальность распространяется на сферу бессознательного, глубинного уровня человеческого мышления. Оно менее строгое, менее определенное, в сравнении с понятием «менталитет», скорее описательное. Содержание понятия многогранно, нестабильно.

Менталитет как система элементов духовной жизни индивида или социальной группы, включает способ мышления, мировоззренческие установки, предрасположенность к восприятию, умонастроениям. Этот комплекс предопределяет стереотипы поведения, деятельности, образ жизни общности, индивидов. То есть мы стремимся доказать, что природа менталитета - двуединая, включающая и духовно-психологический, и социальный компоненты.

Такая трактовка понятий «менталитет» и «ментальность» позволяет их дифференцировать и охватить наиболее существенные аспекты структуры менталитета: духовное бытие, общественное и индивидуальное сознание, традиции, материальную и духовную культуру, идентичность, архетип.

2. Ход исторического развития в рамках любого общества продуцирует различные виды ментальности, обусловленные архетипами. Архетипы, прообразы менталитета являют собой модели интуитивного поведения, выступают бессознательными образами, которые постоянно повторяются в ходе исторического развития, представляя собой некий «мифологический образ», сформировавшийся под воздействием опыта наших предков. Их родство с менталитетом проявляется в том, что они представляют собой общие типы поведения и мышления, а их отличие в том, что архетип не подвергается сознательной обработке. Архетип, в отличие от менталитета, получает смысл общечеловеческого феномена только будучи существенным в опыте индивидуальной жизни человека. Отсюда следует, что, приобретая значимость в опыте индивидуальной жизни, они становятся осознанными и могут выступать в виде моделей поведения, имеющих всеобщую природу и идентичное всем людям содержание.

3. Инновационным является обращение автора к многообразию менталитета русского (российского) человека, нашедшее проявление в основных сущностных качествах, составляющих «картину мира» и определяющих образ жизни человека, бытие, представляющих собой объекты социального наследования. В то же время наличие в «картине мира» социума или индивида общечеловеческих нравственных ценностей, отражающих объективную целостность и всеединство человеческой цивилизации, свидетельствует о гармоничном включении в процесс менталеобразования мировой цивилизации, потенциале для ведения активного диалога культур. Полиментальность рассматривается как необходимая предпосылка развития любого социума. Наряду с качественным своеобразием любой культуре присуща внутренняя изменчивость. И первое, и второе необходимы для полноценного существования социума, поскольку они фиксируют бытие системы в единстве прогресса и регресса, способствуют идентичности общества.

4. Социальная роль менталитета распространяется на макро и микросреду и создает конкретную направленность жизнедеятельности. Это процесс создания условий для творческого приспособления личности к социальной среде и в то же время - средство формирования сущностных сил социума.

Социальная роль менталитета рассматривается в соотнесении с природой человека: общечеловеческой, всечеловеческой, культурно-типической, когда формирование личности возможно только внутри культурно-типической отечественной социальной традиции и духовности как основной характеристики человеческого бытия в российской ментальности. Духовность в российском менталитете и в ментальности русского человека связана с целостностью, полнотой бытия. Это психологическая особенность характера русского человека, метафизический (и онтологический!) признак образа жизни. Одним из проявлений менталитета российского является менталитет мордовского этноса.

5. Компаративистский анализ взглядов западноевропейских и русских мыслителей на проблему менталитета и ментальности позволяет сделать вывод о наличии двух неоднозначных традиций в их осмыслении.

В трудах западноевропейских мыслителей распространено понятие «менталитет», характеризующее глубинные основания личностных и общественных отношений к различным сторонам жизни, и «ментальность» как совокупность гносеологических установок, предположений индивида. Сквозь эту призму предлагается рассматривать историческую реальность. Альтернативой данным понятиям в исследованиях выступают: «душа народа», знание, сознание, самопонимание и т.д.

Русская социально-философская мысль выступала против плоского гносеологизма и подчеркивала особенность «философии сердца», состоящей в единстве духовного и душевного опыта, при этом сердце предстает как источник любви и духовности, как структура ментальности. В структуру менталитета отечественными исследователями включались такие составляющие, как: психосоциогенез сознания, дух и плоть, душа и сердце, метафизика любви, искусство жизни.

6. Детерминация деятельности личности в развитии и функционировании менталитета выступает в виде многообразной взаимозависимости индивидов и отрицания их внутренней детерминации внешней. Человек воздействует на самого себя, активно детерминируя существующую определенность, с одной стороны. С другой стороны, индивидуальные проявления реализуются в совместной деятельности и воспроизводят то, что необходимо для будущих поколений, так как социальный процесс регулируется общественным сознанием.

7. В составе менталитета есть базовые основания, исходные, направленные на формирование целостности социума, связанности бытия (ценности, опыт, способы передачи опыта). В социальном движении общества  неизбежно происходит столкновение с тем, что ведет к созданию форм  жизни, адекватных требованиям и потребностям современности, целям и интересам человека. Таким образом, поле действия менталитета создается в раздвоении на противоположности, которые представляют собой две силы - традицию и инновацию (модернизацию).

В условиях модернизации современного российского общества диалектика взаимодействия традиции и инноватики определяется как динамическая оппозиция, поскольку наряду с качественным своеобразием культуре присуща внутренняя изменчивость. Истоки данного взаимодействия напрямую связаны с задачами развития социума.

8. Анализ духовных традиций нашей страны показал, что основанием, фундаментом ментальности выступают такие понятия, как «соборность», «духовность», ориентирующие человека на цельность и полноту бытия, смысловой аспект которых напрямую связан с системой мировоззрения, затрагивающей «последние вопросы бытия»; они так же, как и русская культура, отталкиваются от идеала полноты и цельности. Менталитету русского человека присущи жертвенность, приоритет «Мы» перед «Я».

Основополагающими константами ментальных свойств, играющих устанавливающую роль в формировании российского/русского менталитета, на наш взгляд, являются смысложизненность, космизм, патернализм, духовность, коллективизм/общинность, стремление к свободе и независимости, человечность (отношение к человеку как промыслу Божьему), душевность, добродетельность, державность, устремленность к социальному идеалу.

9. Понятие «российский менталитет» трактуется как менталитет российского суперэтноса, исходными опорными основами которого стали восточнославянская цивилизация и православие. Они объединили специфику разнообразных этносов и конфессий в один социум на евразийском пространстве,  сплоченный общим миропониманием, хозяйственными связями, целями, великим духовным смыслом бытия, социально-гражданскими скрепами. То есть наряду с этничностью в его основе лежит также гражданственность, культура, государственно-политические факторы. Ядром рассматриваемого социума является русский народ (этнос) и его менталитет. Это позволяет нам в исследовании применять термин «российский/русский менталитет». Безусловно, понятия «российский» и «русский» нетождественны. Мнение автора состоит в том, что при обращении к российскому менталитету в целях его осмысления невозможно игнорировать его полиэтнический характер, а также уникальность опыта каждого из народов, населявших и населяющих наше евразийское государство не один век, в результате чего и сформировались общие ментальные ценности, способствовавшие высокой степени внутренней интегрированности общества. И сегодня, как показывает практика, самоотождествление с ролью гражданина России очень распространенная Я-идентификация.

10. Российский менталитет как феномен суперэтнического, цивилизационного масштаба взаимодействует с ментальностью этносов, субэтносов, других социальных образований, объединяя их общие свойства и формируя целостный ментальный комплекс.

В работе впервые выделены ментальные черты мордовского народа, такие как доблесть, толерантность, почтительность, ценностное отношение к символам, ценностное восприятие природы, антропоэтикоцентристская ориентация, синкретизм и др. Эти основные качества в их целостной совокупности в видении автора представляют своеобразную «внутреннюю картину мира» менталитета мордовского этноса. Этническое самосознание мордовского народа концентрирует в себе представления об общности исторической судьбы с русским народом.

11. Для национального мордовского менталитета российский менталитет всегда служил проводником влияния необходимого социального опыта, важно, чтобы в этом взаимодействии и обогащении, интегрировании, сохранялось ядро национального самосознания, ценностных ориентаций, традиций. В процессе изучения российского менталитета и мордовского национального менталитета установлено, что этому процессу способствует защита тех структурных элементов менталитета, которые тесно связаны с религией, этической системой (в силу максимальной зависимости от них национальной «картины мира»). Кроме того, национальные ценности поддерживаются на основе инвариантных общечеловеческих ценностей и аксиологических оснований российского социума. Эта проблема жизненна для российской действительности в связи с актуализацией обсуждения вопросов менталеобразования в XXI веке на фоне общецивилизационных, глобальных проблем планетарного масштаба и значимости.

Означенные положения имеют как научное, так и практическое значение.

Список опубликованных работ
Монографии:

1. Загороднова (Емелькина), И.В. Отечественные традиции социализации личности: монография [Текст]/ И.В. Загороднова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. – 132 с.

2. Загороднова (Емелькина), И.В. Воспитание и традиция: отечественный опыт вхождения в социализацию: монография [Текст]/ И.В. Загороднова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. – 164 с.

3. Загороднова (Емелькина), И.В. Российский менталитет в социально-философском и историко-культурном осмыслении: монография [Текст]/ И.В. Загороднова, Е.В. Мочалов. – Саранск: Красный Октябрь, 2008. – 180 с.

4. Емелькина, И.В. Социально - деятельностная роль российского менталитета: монография [Текст]/ И.В. Емелькина. – Саранск: Вектор – Принт, 2010. – 197 с.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных положений докторской диссертации:

5. Загороднова (Емелькина), И.В. Возвращение российских традиций воспитания нравственных качеств [Текст]// Интеграция образования. Материалы III Масловских чтений - [Саранск]. – 2001. – № 1. – С. 104 – 106.

6. Загороднова (Емелькина), И.В. К вопросу о науках, средствах и идеалах, формирующих нравственную личность [Текст]/ И.В. Загороднова // Интеграция образования: материалы III Всерос. науч.- практ. конф. «Интеграция региональных систем образования» – [Саранск]. 2001. – № 4. – С. 10 – 13.

7. Загороднова (Емелькина), И.В. Роль архетипов и ментальности в формировании педагогических систем [Текст]/ И.В. Загороднова // Интеграция образования. [Саранск]. – 2003. – № 2. – С. 151 – 154.

8. Загороднова (Емелькина), И.В. К вопросу о воспитании: обоснование процесса воспитания [Текст]/ И.В. Загороднова // Интеграция образования. - [Саранск]. – 2003. – № 3. – С. 110 –114.

9. Загороднова (Емелькина), И.В. Духовность как черта менталитета этноса [Текст]/ И.В. Загороднова // Регионология. - [Саранск]. – 2007. – № 2. – С. 250 - 256.

10. Загороднова (Емелькина), И.В. Ментальное сознание мордовского этноса в к. XX – н. XXI в.: к постановке проблемы [Текст]/ И.В. Загороднова // Регионология. - [Саранск]. – 2008. – № 2. – С. 135–142.

11. Загороднова (Емелькина), И.В. Социально-философский и историко-культурный аспекты изучения и интерпретации терминов «менталитет» и «ментальность»: обзор литературы [Текст]/ И.В. Загороднова // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки» - 2008. - № 4. Выпуск серии № 13 - М.: Изд-во МГОУ – С. 56-63.

12. Загороднова (Емелькина), И.В. Менталитет мордовского этноса в социально-философском и историко-культурном измерении (к. XX – н. XXI в.) [Текст]/ И.В. Загороднова // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки» - 2008. - №4. Выпуск серии № 13 - М.: Изд-во МГОУ – С. 63-70.

13. Емелькина, И. В. Основные характеристики российского менталитета на современном этапе в условиях развития информационного общества [Текст]/ И.В. Емелькина // Информационное право - № 1 (24) - 2011. - М.: ООО «Национальная полиграфическая группа» – С. 27 - 29.