Глуханюк Наталья Степановна
  1. Ученая степень
    доктор психологических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Психологические науки
  4. Регион
    Россия / Свердловская область

В 1974 году Наталья Степановна окончила Уральский политехнический институт им. С.М. Кирова. Еще в вузе проявила интерес к исследовательской деятельности, становление ее как научного работника проходило в отраслевом научно-исследовательском институте. Содержание работы было посвящено поиску новых химических технологий, результаты исследования нашли отражение в статьях, научных отчетах и авторских свидетельствах. В 1983 году начала работу в Свердловском инженерно-педагогическом институте (ныне Российский государственный профессионально-педагогический университет) в отраслевой научно-исследовательской лаборатории, сохранив исследовательский функционал деятельности, но изучая новый для себя предмет — психологию. Основные этапы профессиональной карьеры в РГППУ: с 1983 года — старший научный сотрудник отраслевой научно-исследовательской лаборатории; 1996 год — заведующая кафедрой теоретической и экспериментальной психологии; 2000 год — декан факультета психологии; 2004 год — директор института психологии; 2006 год — директор научно-исследовательского института психологии развития. В 1991 году защитила кандидатскую диссертацию «Психологические особенности развития деятельности и личности инженера-педагога»; в 2001 году — докторскую диссертацию «Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации». Научный поиск ведет в проблемном поле психологии развития, акмеологии, решая вопросы методологических оснований современных исследований. Ответы на вопросы: Способен ли человек быть субъектом своей жизни в мире, в том числе в мире профессий, а именно свободным, целеустремленным, развивающимся существом? В каких эмпирических формах это обнаруживается? Каким образом управляется этот процесс? и являются предметом научных интересов. Опыт исследовательской деятельности, умение увлечь, заинтересовать, позволило Наталье Степановне собрать вокруг идеи субъектной профессионализации единомышленников и сформировать научную школу, позиции которой разделяют ученые из различных городов России и ближнего зарубежья. Под руководством Н. С. Глуханюк подготовлено 11 кандидатских диссертаций. В настоящее время готовятся к защите 3 докторанта и 3 аспиранта. Профессор Н. С. Глуханюк читает лекционные курсы акмеология, методологические основы психологии. В настоящее время руководит институтом психологии, научно-исследовательским институтом психологии развития, заведует кафедрой теоретической и экспериментальной психологии, сочетая профессионализм ученого и организатора науки. Является заместителем председателя диссертационного совета ДМ 212.286.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук при Уральском государственном университете им. А.М. Горького; председателем Свердловского отделения Российского психологического общества. Профессор Н. С. Глуханюк имеет профессиональное звание Почетный работник высшего профессионального образования РФ, премию Уральского отделения Российской Академии образования за фундаментальное исследование, внесшее значительный вклад в развитие образования; диплом Фонда развития отечественного образования в конкурсе на лучшую научную книгу.

Научные публикации

Н. С. Глуханюк опубликовано более 180 работ. Наиболее интересными из них являются:

Практикум по общей психологии: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб.и допол. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 224 с. (13,02 п.л.). Тираж 5000 экз. (Гриф УМО по проф.-пед. образованию).

Общая психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во Академпроект, 2005. 280 с. (12,0 п.л.). Тираж 3000 экз. (Гриф МО РФ).

Психодиагностика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во Академпроект, 2005. 230. (10,0 п.л.). Тираж 3000 экз. (Гриф МО РФ).

Практикум по психодиагностике: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и допол. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. 204 с. (12,1 п.л.). Тираж 5000 экз. (Гриф УМО по психологии МГУ).

Психология профессионализации педагога: Монография. 2-е изд.,перераб.и допол. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 260 с. (14,8 п.л.). Тираж 1000 экз.

Я в профессии и профессиональное Я: Результаты исследований. Монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 173 с. (9,7 п.л.). Тираж 300 экз.

Поздний возраст и стратегии его освоения. Изд. 2-е доп. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 112 с. (6,9 п.л.). Тираж 5000 экз.

Психология безработицы: введение в проблему. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 84 с. (4,6 п.л.). Тираж 5000 экз.


Последняя редакция анкеты: 30 апреля 2010