1. Ученая степень
    доктор философских наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Философские науки
  4. Регион
    Россия / Москва

Заведующий кафедрой истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН, специалист по арабо-мусульманской философии, заслуженный деятель науки РФ.

Родился 19 декабря 1951 года в г.Алма-Ата.

Окончил философский факультет МГУ (1974)

Аспирант кафедры истории зарубежной философии того же факультета (1978)

С 1979 работает в Университете дружбы народов (ныне РУДН - Российский университет дружбы народов): с 2006 - проректор РУДН по научной работе

Кандидатская диссертация посвящена философии аль-Газали (1979);

докторская диссертация - «Социальная философия мусульманского средневековья» (1989).

Директор межвузовского Центра по изучению философии и культуры Востока при Российском университете дружбы народов.

Ответственный редактор философского ежегодника тематической серии «Философская мысль континентов».

главный редактор журнала «Вестник РУДН. Серия Философия».

Научный руководитель издательской программы академических монографий на русском языке «Российские труды по востоковедению и истории философии» международного издательства «Эдвин Медлен Пресс».

Действительный член Российской академии социальных наук, действительный член Международной академии наук высшей школы.

член Европейского общества центрально-азиатских исследований.

Кавалер ордена «Дружбы» (2001).

награжден памятной медалью «850-летия Москвы».

медалью «За заслуги», международной общественной наградой ООН за вклад в развитие диалога между цивилизациями.

Научный руководитель темы «Диалог цивилизаций: Восток - Запад» по программе «Университеты России».

Под его руководством были проведены десять международных философских симпозиумов «Диалог цивилизаций: Восток-Запад» (Москва-Каир, 1992-2006).

В области арабо-мусульманской философии провел первое в отечественной и зарубежной историко-философской литературе комплексное исследование социальной философии мусульманского средневековья, показал взаимосвязь философии и мусульманского права, раскрыв ключевую роль последнего в мусульманской идеологии.

Большое внимание в своих работах он уделяет реконструкции парадигмы классической арабо-мусульманской философии, анализу формирования и функционирования политико-правовой культуры ислама, рассматривая фикх (мусульманское право) как концепцию «сакральной» легитимности государства, показывая влияние политических доктрин на практику развития Арабского халифата. В его работах дан целостный анализ формирования и развития социальной философии восточного перипатетизма от учения о «добродетельном городе» аль-Фараби до концепции идеального государства Ибн-Рушда в духе идей «естественного права». Особое внимание при этом уделил философии истории Ибн-Хальдуна и особенностям гуманистических традиций классической арабо-мусульманской философии. Основной научный интерес - философия аль-Газали.

За последние годы им опубликован ряд работ по проблемам кросскультурного взаимодействия западной и восточной цивилизаций, в которых раскрываются проблемы открытости цивилизаций к диалогу, вопросы устойчивости межцивилизационного диалога в процессе развития философского знания, а также в условиях формирования и функционирования внешнеполитической доктрины России.

Научные публикации

Основные работы:

Концепция причинности в доктрине алъ-Газали//В. МГУ. Сер.«Философия». 1978. №4;

Проблема свободы воли в учении аль-Газали // Человек, сознание, мировоззрение. М., 1979;

Идея совершенства в этике аль-Газали // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М., 1986;

Социальная философия мусульманского Востока. М., 1987;

Теория государства в мусульманском правоведении //Классический ислам. Традиционные науки и философия. М., 1988;

Классическая арабо-мусульманская философия: от социальной философии к философии истории. М., 1990;

Соотношение власти и авторитета в политическом учении аль-Газали // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991;

Современная философская компаративистика и теория историко-философского процесса //Проблема интеграции философских культур в свете компаративистского подхода. СПб., 1996;

Ислам в контексте мусульманской цивилизации //В. РУДН. Сер. «Философия». М., 1997;

Классики арабо-мусулъманской философии. Составитель, автор послесловия. New York, 1999. Т. 1-2 (на рус. яз.); Из словаря арабо-мусулъманской классики //В. РУДН. Сер. «философия». 1999. №1;

Классическая арабо-мусульманская философия в зеркале западноевропейской схоластики //В. РУДН. Сер. «Философия». 1999. №1;

Ценности мусульманской культуры и опыт истории. (В соавт., на рус. яз.). New York, 1999;

Islamic and Christian Culture: Reopening the Lost Dialogue//Islamic and Christian Cultures: Conflict or Dialogue. Washington, 2001 г.;

О философских основаниях мусульманской культуры//Homo philosophans. СПб., 2002 г.;

Проблемы понимания мусульманской культуры //Историко-философский ежегодник-2003. М., 2004 г.;

Философия власти: Аль-Маварди и аль-Газали // Серия «Сравнительная философия». Моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004г.;

Paideia and Adab in Islam // Educating for Democracy. New York, 2004;

Средневековая арабо-мусульманская философия - СПбГУ, 2005;

Политическая мысль мусульманского средневековья: М., 2006;

Очерки философии «Чистых Братьев» -М, 2006.;

Философская компаративистика и социокультурная критика // Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики ХОР А. Выпуск 1/2 2007. Курск//;

Russia in Contemporary Dialogue of Civilizations: An Introduction //Russian Civilization. New Delhi 2007;

Multiculturalism: Pro et Contra // Pontes Interculturais Sao Leopoldo: Nova Harmonia 2007;

Мусульманская культура перед дилеммой: мулътикультурализм или культурная вестернизация //Диалог цивилизаций как призвание. М, РУДН, 2007.


Последняя редакция анкеты: 28 марта 2010