Андреева Ирина Викторовна
  1. Ученая степень
    кандидат филологических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Филологические науки
  4. Регион
    Россия / Москва

Родилась 28 августа 1941 г.

В 1967 г. окончила филологический факультет МГУ им. Ломоносова по специальности: филолог, учитель русского языка и литературы. В 1979 г. после обучения в очной аспирантуре НИИ преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР защитила кандидатскую диссертацию по специальности 10.02.01 – русский язык В 1988 г. по решению ВАК при Совете Министров СССР присвоено учёное звание старшего научного сотрудника (доцента) по специальности: методика преподавания русской литературы.

Работала научным сотрудником НИИ преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР(1972 – 1992 г.г.); с 1992 по 2005 г.г. - ведущим научным сотрудником ФГНУ « Институт национальных проблем образования»; с 2002 по 2006 г.г. была учёным секретарём диссертационного совета К 212.066.01 в ФГНУ «Институт национальных проблем образования; с 2006 – ведущим научным сотрудником Центра национальных проблем образования ФИРО; с 2007 г. – зам. зав. отделом ЦНПО.

С 1996 по 2006 г. по совместительству работала преподавателем русского языка и литературы в старших классах общеобразовательных организаций г. Москвы (СШ № 700, СШ № 1230 ).

С 2009 г. по настоящее время работает ведущим научным сотрудником Центра этнокультурной стратегии образования ФГАУ «ФИРО».

Основная сфера научных интересов - методика преподавания русского языка и литературы в условиях двуязычной образовательной среды, мастерство учителя-словесника, проектирование Примерных основных образовательных программ начального общего образования по государственному языку Российской Федерации и другим языкам народов России (тюркским, финно-угорским, языкам народов Кавказа) в условиях двуязычия, учебная лексикография.

Принимает участие в работе всероссийских и международных конференций, форумов с научными докладами и сообщениями.

За заслуги в области образования Российской Федерации награждена Министерством образования РФ нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации».

Научные публикации

Является автором более 90 публикаций по указанным темам (из них за последние 7 лет -15) , а также учебных лексикографических пособий по русскому языку и литературе. Наиболее значительные публикации последних лет (в соавторстве): «Хочу знать русский язык». Пособие в помощь учителю/Под общ. ред.О.И.Артеменко.-М.:Институт национальных проблем образования, 2015.-190с.; «Мастерство учителя в условиях двуязычной образовательной среды»: монография/под ред. М.Н.Кузьмина.-М.: Федеральный институт развития образования, 2010.-131с., «Словарь устаревшей лексики к произведениям русской классики», М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2011.-448с. -(Настольные словари русского языка), «Словарь православной лексики в русской литературе XIX- XXвв., М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2012.-272с.-(Настольные словари школьника), «Культурологический словарик русского языка: Читаю книги по-настоящему: пособие для учащихся начальной школы»,М.:Дрофа-2008.

Является составителем и членом редколлегии ряда сборников: Сб. «Всероссийский мастер-класс учителей родных языков 2011-2013 гг.: сборник разработок уроков родного языка и других методических материалов/под общ. ред. О.И.Артеменко.-М.:Федеральный институт развития образования, 2015.-248 с.; «Языковое многообразие –главное и неповторимое богатство России. Книга-альбом о проведении Всероссийского мастер-класса учителей родных, включая русский. языков. -М.:ИНПО,2012.-256с.;сб. «Всероссийский мастер – класс (из опыта работы участников Всероссийского конкурса учителей родных языков - 2007)» / Сб. разработок уроков и других методических материалов по родным (нерусским) языкам. - М.: ИНПО, 2008.

Является членом редколлегии научно-методического журнала «Русский язык в национальной школе». Публикации последних лет (в соавторстве): Круг чтения учащихся-билингвов / Русский язык в национальной школе №2, 2015; Всероссийский мастер-класс учителей русского языка и национальных языков других народов России/ Русский язык в национальной школе №3, 2015; Трудности усвоения русского языка как государственного учащимися-билингвами/ Русский язык в национальной школе №2, 2014.

И. В. Андреева, С. П. Анзорова, О. И. Артеменко, Т. Ю. Березовская, К. Н. Бичелдей и др.

Филологическое образование на начальном этапе обучения в двуязычной образовательной среде: монография/ Под общей ред. О. И. Артеменко.- М.:ИНПО,2009.-378с., табл. – ISBN 978-5-91239-013-5

В коллективной монографии рассматриваются социокультурные, нормативно-правовые аспекты организации образования в современном российском многонациональном сообществе, дидактические аспекты образования, факторы, формирующие мотивацию овладения республиканскими государственными языками в условиях законодательно установленного двуязычия, а также актуальные лингводидактические проблемы билингвального обучения. В качестве практикоориентированного дидактического материала в монографию включены: проект Примерного учебного плана для начального общего образования общеобразовательных организаций республик РФ, проекты Примерных программ по государственному языку РФ –русскому, по государственным языкам республик-субъектов РФ, функционирующим в условиях законодательно установленного двуязычия, проект Примерной программы курса «Литературное чтение».

Монография представляет интерес для специалистов в области филологического образования детей на начальном этапе обучения.

И. В. Андреева, С. П. Анзорова, О. И. Артеменко, Т. Ю. Березовская, К. Н. Бичелдей и др. Мастерство учителя в условиях двуязычной образовательной среды: монография/Под ред. М. Н. Кузьмина.- М.: Федеральный институт развития образования,2010-131с. –ISBN 978-5-85630-045-0

Монография посвящена актуальным проблемам педагогического мастерства учителей, преподающих языки народов России в статусе родного и работающих в общеобразовательных учреждениях с двуязычной образовательной средой. В монографии формулируется стратегическая цель педагогической деятельности учителя – формирование нового исторического типа личности, раскрывается правовое регулирование статуса языков и его учёт в организации образовательного процесса. Характеризуются актуальные аспекты методической культуры и педагогического мастерства современного учителя: владение педагогической технологией, организация коллективной и индивидуальной деятельности обучающихся, создание благоприятного психологического климата на уроке.

Монография адресована научным работникам, учителям, методистам, преподавателям педагогических вузов.

Н. В. Баско, И. В. Андреева Словарь устаревшей лексики к произведениям русской классики.-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2011.-448с.-(Настольные словари русского языка) – ISBN 978-5-462-01140-5

Вниманию школьников, абитуриентов вузов, студентов гуманитарных университетов, учителей общеобразовательных организаций и преподавателей университетов предлагается Словарь, в который включены устаревшие языковые единицы – историзмы и архаизмы, наиболее часто встречающиеся в произведениях русских писателей-классиков XYIII - начала XX века. Целью данного Словаря является объяснение значений устаревших слов и выражений и подготовка читателей к филологически грамотному пониманию художественных текстов. Использование данного справочного издания в учебной практике позволит устранить трудности, неизбежно возникающие при чтении программных произведений русской литературы у современных учащихся, для которых значения многих слов непонятны и которым реалии прошлого представляются чем-то далёким и чуждым.

И.В.Андреева, Н.В.Баско Словарь православной лексики в русской литературе XIX – XX вв.- М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.- 272с. - (Настольные словари школьника). ISBN 978-5-462-01326-3

В словарь включено более 1000 слов, фразеологизмов, устойчивых сочетаний, относящихся к религиозной сфере жизни. Словарные статьи снабжены толкованием языковых единиц, дополнительными сведениями из церковно-богослужебного обихода, примерами из произведений русской литературы, изучаемых в современной школе. Использование Словаря православной лексики в учебном процессе будет способствовать более глубокому пониманию произведений русской литературной классики и расширению представлений обучающихся об истории культуры России в целом.

Словарь адресован школьникам, учителям общеобразовательных организаций, студентам и преподавателям гуманитарных университетов.

Ф. Ф. Азнабаева, И. В. Андреева, О. И. Артеменко, Т. Н. Боргоякова, П. М. Гасанова, Г. Н. Никольская, З.К. Тудвасева, М. В. Черкезова, А. Д. Субраков Хочу знать русский язык. Пособие в помощь учителю для работы с детьми, не владеющими и слабо владеющими русским языком, включающее методические рекомендации для образовательных организаций дополнительного профессионального образования/ Под общей ред. О. И. Артеменко. - М.: Институт национальных проблем образования, 2015.-190с. – ISBN 978-5-91239-017-3.

Пособие знакомит с теоретическими подходами к преподаванию русского языка и литературного чтения в полиэтнических классах с обучением детей мигрантов и переселенцев, беженцев. В пособии анализируются факторы, определяющие сложные процессы адаптации детей данной категории к образовательной среде. Даётся рабочая программа устного курса по русскому языку, разработка 24 лексических тем и методические рекомендации к ним. Уделяется значительное внимание формированию базовых навыков русского литературного произношения. В двух приложениях к пособию даны развёрнутые задания по формированию навыков произношения и правильного соотнесению звуков и букв русского языка (Приложение А), дидактические и развивающие игры (Приложение Б).

Пособие является дополнением к линии учебников, разработанных Ф. Ф. Азнабаевой, О. И. Артеменко для начального общего образования, вошедших в федерльный перечень учебников, и может быть использовано учителями, работниками образовательных организаций повышения квалификации, воспитателями детских садов, родителями для оказания помощи детям, слабо владеющим или не владеющим русским языком.


Последняя редакция анкеты: 18 мая 2016