RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 15692 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Захлебный Анатолий Никифорович


Захлебный Анатолий Никифорович

Учёная степень: доктор педагогических наук

Ученое звание: профессор

Научное направление: Педагогические науки

Регион: Москва

Индекс цитирования научной биографии: 1 (по количеству внешних ссылок)

Рейтинг: 77 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"

Захлебный Анатолий Никифорович (1939г.р.) - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования. Является автором более 150 научных работ. Все они посвящены различным аспектам экологического образования. Среди публикаций - монографии, программы новых учебных курсов и модулей по экологии, учебные книги для школьников, методические пособия для учителей и школьных администраторов.

Докторская диссертация по специальности «Теория и история педагогики» на тему «Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе» (1986г.) В ней изложены психолого-педагогические основы построения системы общего экологического образования: обоснованы цели, задачи, специфические принципы экологического образования, его содержание и варианты структуры в общеобразовательной школе. Сегодня эти теоретические положения получают воплощение в школьной практике, в системе подготовки и переподготовки учителей по всей стране.

В конце 60-х годов, после защиты кандидатской диссертации, А.Н. Захлебный выступил одним из инициаторов организации в Академии педагогических наук СССР специальных исследований по вопросам экологического образования. После создания лаборатории экологического образования в НИИ содержания и методов обучения АПН СССР (ныне ИСМО РАО) он продолжает работать в должности ее руководителя по настоящее время.

Вместе со своими учениками педагогов А.Н. Захлебным разработаны: - в средине 70-х годов ХХ века содержание и новая форма организации учебной деятельности школьников в окружающей среде – полевой экологический практикум и место его проведения - учебные экологические тропы. Они получили широкое распространение в России, странах СНГ и Восточной Европы; - в 80 – 90 годы - комплект междисциплинарных модулей экологической направленности для учащихся У111 –Х1 классов среди них: «Энергетика и экология», «Автомобиль в окружающей среде», «Изменение климата под воздействием человека» и др.; - педагогическая технология изучения интегративных экологических модулей на основе проектной деятельности, работы детей в малых группах сотрудничества, диалоговой формы предъявления полученных результатов в сюжетно-ролевой игре.

В конце ХХ века автором выдвинута идея о разработке для общеобразовательной школы новой междисциплинарной общекультурной образовательной области «Экология-Здоровье-Безопасность жизни», конструируемой на модульном принципе в структуре базисного учебного плана школы с учетом социокультурной и природной специфики регионов нашей страны.

С 1971 года А.Н. Захлебный ведет большую практическую работу по внедрению новых форм экологического образования в жизнь. Более 30 лет ежегодно он выступает организатором и научным руководителем летних полевых школ по экологическому образованию для методистов и учителей. Для этого при поддержке Академии повышения квалификации работников образования, Московского городского, Иркутского и Челябинского институтов повышения квалификации работников образования он организовал три полевых центра: в Подмосковье, на Южном Урале, на озере Байкал. Через эти центры прошли подготовку сотни педагогов из разных регионов нашей страны. С содержанием и педагогической технологией работы центров знакомились специалисты многих стран мира, давая высокую оценку разработанной методике занятий со школьниками в окружающей среде.

В течение многих лет, по поручению Российской академии образования, А.Н. Захлебный участвовал в разработке ряда международных и национальных проектов. Выступал экспертом по программе многостороннего сотрудничества стран – членов СЭВ по вопросам образования в области окружающей среды (1973-1991гг.). Подготавливал разделы по вопросам общего экологического образования в национальные доклады на Международные (межправительственные) конференции по вопросам образования в области окружающей среды (Стокгольм 1972), Тбилиси (1977), Москва (Тбилиси+10 – 1987). Выступал координатором проекта «За глобальное мышление» (РАО – Университет Джорджия США –1989-96гг.), участвовал в разработке проекта федерального Закона об экологическом образовании и просвещении населения (1997).

Наряду с исследованиями А.Н. Захлебный ведет обширную общественную работу по внедрению идей экологического образования. Он выступил одним из организаторов и руководителей Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме АПН СССР (ныне РАО). Этот совет уже более 35 лет объединяет специалистов нашей страны, формирует среди педагогической общественности современное представление о целях и педагогических технологиях образования в области окружающей среды и устойчивого развития. Он стал инициатором утверждения ВАКом новой научной специальности - «теория и методика обучения экологии». В конце 90–х годов, при поддержке РАО, А.Н. Захлебный организовал издание, и выступил главным редактором научно-методического журнала «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», который издается по настоящее время. Он является членом ряда Экспертных, Консультативных и Координационных советов по вопросам экологического образования.

 

Публикации в изданиях Российской Академии Естествознания: 3 / перечень публикаций

Последняя редакция анкеты: 5 марта 2007

Получить код для установки баннера на сайте, в блоге

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания”
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Современные проблемы науки и образования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.953

«Фундаментальные исследования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 1.094

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.725

«Успехи современного естествознания» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.869

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», ИФ РИНЦ = 0.800

«Международный журнал экспериментального образования», ИФ РИНЦ = 0.469

«European journal of natural history», ИФ РИНЦ = 0.864

«Международный студенческий научный вестник», ИФ РИНЦ = 0.445

«Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы»

Издание научной и учебно-методической литературы, ISBN, РИНЦ, DOI