Холопов Юрий Николаевич
  1. Ученая степень
    доктор искусствоведческих дисциплин
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Искусствоведение
  4. Регион
    Россия / Московская область

Холопов Юрий Николаевич (14 авг. 1932, Рязань — 24 апр. 2003, Москва) — музыковед, педагог. Доктор иск. — дис.: «Очерки современной гармонии» (Моск. конс., 1977). Профессор (1983).

С ранних лет обнаружил разностороннее муз. дарование. В 1951 окончил Рязанское муз. уч-ще, в 1954 — Моск. конс. по кл. И.В Способина (теория музыки). Образование в аспирантуре завершил у С.С. Богатырева (1960). С 1960 начал работать в Моск. конс. В разные годы преподавал гармонию, муз. форму, историю муз.-теоретич. систем, полифонию, сольфеджио, инструментоведение, мн. годы руководил спецклассом. До 1980 работал также в Муз. уч-ще при Моск. конс., до 1990 — и в ЦССМШ. Создатель крупной музыковедч. школы. Среди учеников: В. Барский, Ю. Евдокимова, М. Карасева, М. Катунян, Л. Кириллина, С. Курбатская, Т. Кюрегян, Ю. Паисов, С. Савенко, М. Сапонов, В. Ценова, Т. Чередниченко.

Диапазон исследований учеников индивидуального кл. Х. охватывал музыку от эпохи античности и др.-рус. культуры до отечеств. и заруб. авангарда. В центре науч. интересов самого Х. — соврем. музыка, изучение к-рой в начале его исследоват. деятельности (1960-е гг.) было сопряжено с немалыми трудностями. В период политич. «оттепели» стало возможным появление новаторских статей Х. о гармонии П. Хиндемита и О. Мессиана, его кн. «Современные черты гармонии Прокофьева» (1967). Защитить книгу в качестве канд. дис. Х. смог лишь 8 лет спустя (Моск. конс., 1975). В 1978 в Софии опубликовал работу «Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенкера» (на болг. яз.), сама проблематика к-рой, как и предшествующих исследований, выглядела тогда «диссидентской» (на рус. яз. книга была опубликована лишь в 2005). Плодотворный период науч. деятельности — 1980–90-е гг., когда Х. опубликовал ряд фундамент. трудов, в т. ч. сб. статей «Проблемы музыкальной науки» (Вып. 1–2, 1985 на болг. яз. — София, 1985), «Задания по гармонии» (1983), «Гармония. Теоретический курс» (1988), «Антон Веберн» и «Музыка Веберна» (обе совм. с сестрой, В.Н. Холоповой; 1984 и 1999). В соавт. с Ценовой возникла монография «Эдисон Денисов» (1993; Амстердам, 1995, на англ. яз.), с Курбатской — оригинальная по структуре и концепции кн. «Пьер Булез. Эдисон Денисов. Аналитические этюды» (1998). Во всех этих работах проявил себя как непревзойденный знаток гармонии, виртуозный аналитик и одновр. глубокий мыслитель, автор всеобъемлющей муз.-теоретич. концепции, развивающей традиции пифагореизма. Многие работы ученого переведены на иностр. языки. Автор статей для справочно-энциклопедич. изданий (всего ок. 500). Постоянный участник науч. конгрессов и конференций в России и за рубежом. Гос. пр. РФ (1990). «Человек года» (США, 1998).