Сраджев Виктор Пулатович
  1. Ученая степень
    доктор искусствоведения
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Искусствоведение
  4. Регион
    Россия / Белгородская область

Сраджев Виктор Пулатович окончил фортепианный факультет Ташкентской государственной консерватории в 1970 году. Преподавал в Ташкентской консерватории.

С 1974 по 1994 год работал заведующим кафедрой фортепиано, профессором этой же кафедры в Ташкентском государственном институте культуры.

С 1994 по 1998 годы - профессор кафедры "Научных основ музыкального образования" Ташкентской государственной консерватории.

В 2000 году стал основателем кафедры "Теории, методики музыкального воспитания и исполнительства" в Елецком государственном университете им.И.Бунина и ее заведующим.

В 2007 году основал кафедру «Педагогики и методики музыкального образования» в Нижегородской государственной консерватории (академии) им. Глинки и стал ее заведующим.

В 2012 году основал кафедру «Инновационных музыкальных технологий» и был ее заведующим в Белгородском государственном институте искусств и культуры.

С 2014 года – профессор кафедры музыкального образования, заведующий секцией «Инновационных музыкальных технологий».

В 1990 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения в Киевской государственной консерватории.

В 1993 году - присвоено ученое звание профессора.

Награжден Дипломом лауреата всероссийского конкурса на лучшую научную книгу – 2016, проводимого Фондом развития отечественного образования.

Награжден дипломом Первой степени VII Международного профессионального конкурса преподавателей вузов «Pedagogical Discovery: University – 2017» в номинации «Исследовательский проект».

В области музыкального образования В.П.Сраджев:

- осуществил системно-функциональный анализ музыкального образования в России, высвечивающий противоречивость целеполагания музыкальных учебных заведений, и, как следствие, системные противоречия, мешающие эффективному функционированию;

- разработал принципы и методологические установки для организации эффективного музыкального образования, вскрыл проблемы, связанные с его научным обеспечением, противоречия во взаимодействии теории и практики музыкальной педагогики, осложняющие его развитие.

- предложил и обосновал в качестве первого условия дальнейшего развития музыкального образования системную организацию научных исследований в вузах искусств и культуры.

В области музыкальной педагогики:

- сформулировал дидактические принципы обучения пианиста и, шире, музыканта;

- обосновал базовые условия, определяющее развитие самостоятельного мышления музыканта, развития его сенсорной культуры, мотивационной сферы;

- представил новую концепцию музыкальных занятий, по-иному расставляющую акценты не только в теоретическом их осмыслении, но и в методико-практической реализации. На основе этой концепции выявлены функциональные возможности различных форм организации учебных занятий: индивидуальных, мелкогрупповых, мастер-классов, открытых уроков.

- на основании концепции психолога профессора Д.Б.Богоявленской предложен новый подход к процессу подготовки современного музыканта-профессионала. Внедрение этого подхода способно привести к изменению методов обучения музыкантов, не обновлявшихся многие и многие десятилетия, к перестройке процесса обучения.

В области теории и методики обучения исполнителя:

- является автором теории технического развития пианиста, основанной на психофизиологических закономерностях двигательной деятельности человека. Применение системного и системно-функционального анализа к исследованию процесса воспитания музыканта-пианиста, позволило решить ряд проблем теории исполнительства, служивших объектом дискуссий на протяжении более чем 300-летней истории фортепианного искусства. В своей совокупности они и составили теорию технического развития.

- впервые обосновано применение закономерностей теории физического воспитания в развитии виртуозного исполнительского аппарата пианиста, включающее специальные методы совершенствования скоростных качеств игрового аппарата, преодоления скоростного барьера.

- впервые в теории исполнительства была вскрыта природа игровых двигательно-технических навыков пианиста и на этой основе разработаны подходы формирования двигательных навыков, обладающих необходимой для исполнительского творчества стабильностью и нужной гибкостью.

- создана концепция «свободы игрового аппарата», которая вошла в курсы лекций по методике обучения музыкантов в консерваториях и творческих вузах России.

В области общей педагогики:

- дана новая концепция урока, как формы организации учебной деятельности. В отличие от теоретических моделей 80-х годов (Махмутов), обосновывающих урок как целостную систему, урок предстает как исполнительная часть функциональной системы, что открывает возможность адекватной оценке актуальных проблем общей педагогики и их эффективному решению.

- вскрыто противоречие в понимании взаимодействия репродуктивного и продуктивного обучения, что позволяет наметить путь к его новым формам и методам.

В области общей и музыкальной психологии:

- создана концепция формирования интеллекта человека, на основании которой интеллект предстает как система знаний и психических механизмов их использования. Применение данного положения в обучении музыканта позволит найти адекватные методы его развития.

- вскрыты противоречия в трактовке творчества психологами. На основе работ А.М.Матюшкина, З.Н.Калмыковой, Д.Б.Богоявленской представлена дефиниция творчества, опирающаяся не на широко распространенную его оценку по результату, как скажем, дано в Большой Советской Энциклопедии, а как деятельность человека на основе продуктивного мышления, достигающая результата, выходящего за пределы имеющихся знаний. Этот подход является теоретическим обоснованием процесса творческого развития детей в музыкальных школах и нацеливает на перестройку их деятельности;

- выявлена принципиальная разница между воссоздающим и творческим воображением;

- предложены критерии оценки творчества, основанные на продуктивности мыслительных процессов. При этом учитывается, что репродуктивное мышление базируется на памяти, а творческое – на воображении;

- дана дефиниция мышления человека, характеризующая его как системную организацию психических механизмов человека для познания и преобразования себя и мира. Такой подход «снимает» противоречие, имеющееся в широко распространенных описаниях мышления, при которых игнорируется его творческий характер;

- дана дефиниция музыкального мышления как системы психических механизмов, оперирующей музыкально-слуховыми представлениями для осуществления музыкальной деятельности;

- определено широко распространенное в музыкальной психологии понятие внутренний слух музыканта. Он предстает не как отражение реального звучания, данного в представлениях, не как механизм памяти, или воображения. «Внутренний слух» - это музыкальное мышление человека.

В области организации научных исследований - опубликована статья в журнале «Alma mater» «Музыкальная педагогика и наука. Проблемы взаимодействия», в которой рассматриваются вопросы, связанные с защитой кандидатских диссертаций по шифрам 13.00.02 и 17.00.02. Бытующая в диссертационных советах вольная трактовка требований ВАК к тематике диссертационных исследований тормозит развитие музыкальной педагогики. И наоборот, выполнение требований ВАК открывает новый путь для интенсивного развития музыкально-педагогической науки.

Опыт и стаж научной и педагогической деятельности. Общий стаж педагогической деятельности составляет 54 года. Научно-педагогический (вузовский) стаж – 50 лет.

Количество подготовленных учеников (кандидатов и докторов наук). - 5 кандидатских диссертаций.

В.П.Сраджев – автор более 130 публикаций, среди которых 5 монографий:

1. Проблемы развития фортепианной техники.

2. Закономерности управления моторикой пианиста.

3. Развитие самостоятельности мышления в классе сольного пения.

4. «Развития беглости пианистического аппарата на основе теории спортивной тренировки».

5. «Творческое мышление и воспитание музыканта».

Изданы 12 сборников научно-методических статей, брошюры. В диссертациях, монографиях, брошюрах, статьях освещались актуальные проблемы современного обучения музыканта.

Научные публикации

Монографии:

1. Проблемы развития фортепианной техники. Монография. - Ташкент: ФАН, 1987. – 120 с.

2. Закономерности управления моторикой пианиста. Монография. - Москва: Контенант, 2004. – 216 с.

3. Развитие самостоятельности мышления в классе сольного пения. Монография. - Москва: ООО Прогресс, 2011. – 208 с.

4. Развития беглости пианистического аппарата на основе теории спортивной тренировки. Монография. Белгород.: 2014.

5. Творческое мышление и воспитание музыканта». Монография. - Москва: ООО «Прогресс», 2016. – 120 с.


Последняя редакция анкеты: 11 августа 2020