RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 16862 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Яковлева Жанна Владимировна


Яковлева Жанна Владимировна

Учёная степень: кандидат исторических наук

Ученое звание: нет

Научное направление: Исторические науки

Регион: Саратовская область

Рейтинг: 47 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"

1. Саратовское Поволжье к концу 1920-х гг. оставалось одним из самых многоконфессиональных регионов страны: крупнейшей конфессией являлось православие (три четверти всех верующих региона). За ним в прядке убывания численности верующих шли лютеранство и другие протестантские объединения, ислам, католицизм, иудаизм. У каждой из этих конфессий в регионе имелись еще свои более мелкие ответвления. Религиозная жизнь Саратовского Поволжья к концу 1920-х гг. пестрела многообразием, религиозная активность, как и по всей стране, не снижалась, а наоборот, набирала обороты, что способствовало выходу в свет Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях»;

2. В антирелигиозной кампании в Саратовском Поволжье проводившейся в конце 1920-х – начале 1940-е гг. четко прослеживаются две составляющие: 1) Административно-организационная деятельность представителей власти в центре, в регионах и на местах (как в рамках существовавших в то время нормативно-правовых актов, так и за их пределами), направленная на ликвидацию материальной основы функционирования церквей (отъем культовых зданий и другого имущества, удушение налогами и иными поборами, искусственные ограничения в регистрации и деятельности религиозных общин, разрушение религиозного образования, изгнание, арест и репрессии в отношении священнослужителей и активных верующих); 2) Деятельность представителей власти различных уровней по сбору информации о состоянии религиозных общин, по контролю за «антисоветской» деятельностью их членов, особенно руководителей и активных верующих, по организации и проведению антирелигиозной пропаганды и агитации силами региональных и местных организаций ВКП(б), ВЛКСМ, СВБ;

3. Постановление «О религиозных объединениях» намеренно и резко ужесточало условия существования и деятельности религиозных объединений и общин, обставляя их трудновыполнимыми требованиями. Создавалась почва для злоупотребления на местах. Грубый произвол в отношении верующих и священнослужителей стал массовым и обыденным явлением. В то же время, в многочисленных директивах на места власть критиковала «перегибы», требовал приоритета агитационно-пропагандистской работы над организационными мерами. Эти требования в большинстве случаев местными функционерами почти открыто игнорировались, факты же их наказания за допущенный произвол были весьма редким явлением. Более того, когда местные активисты за свои противоправные действия попадали под суд, верховная власть открыто брала их под защиту (случай с Кампгаузеном в АССР немцев Поволжья).

4. Как и в других регионах страны, закрытие культовых учреждений всех конфессий в Саратовском Поволжье приобрело массовый характер: всего было закрыто около 1200 христианских храмов, мечетей, синагог, молитвенных домов, многие из них были разрушены. В городе этот процесс начался раньше, в селах он проходил, как правило, одновременно с коллективизацией и в непосредственной связи с ней. В Саратовском Поволжье православные храмы, мечети, католические соборы, лютеранские церкви, синагоги, молитвенные дома баптистов, меннонитов и других деноминаций закрывались вместе, часто едиными списками, что дает основание утверждать: в 1930-е годы власть уже не делала нюансов в своей антирелигиозной политике по отношению к каким-либо конфессиям;

5. Произвол властей в антирелигиозной кампании вызывал ответную реакцию, выражавшуюся в различных формах защиты и сопротивления. Основной формой защиты стали «письма во власть». Наиболее широкое распространение она получила у верующих РПЦ, приверженцев ислама. Оригинальную форму защиты в виде контрпропаганды, контрагитации и создания организаций, альтернативных комсомолу и пионерии (например, «Христомол»), демонстрировали ряд деноминаций и сект (баптисты, молокане и др.)

В то же время верующие Саратовского Поволжья демонстрировали и сопротивление власти. Особенно непримиримы к антирелигиозной кампании были приверженцы католицизма, В десятках католических сел их жители разгоняли представителей власти, возвращали себе коллективизированное имущество, освобождали священников и самовольно открывали церкви. В с. Мариенфельд такое сопротивление переросло в вооруженное восстание, почти на месяц свергнувшее советскую власть. Лютеране прибегали к массовым публичным уличным собраниям и митингам, выражая свой протест.

6. Активное сопротивление вызывало и более жестокие репрессии в отношении западнохристианских церквей. Репрессии против них вызывались еще и получением ими зарубежной благотворительной помощи в период голода, которую власть после 1933 года называла «фашистской». Она дискредитировала советское руководство в глазах мирового сообщества, поскольку делала достоянием гласности тщательно скрывавшийся факт массового голода в СССР. Официально западнохристианские конфессии на территории Саратовского Поволжья были ликвидированы уже в середине 1930-х гг.

7. Подготовка и принятие Конституции СССР 1936 г. стали своеобразным толчком к некоторой активизации религиозных чувств верующих в Саратовском Поволжье, начало шириться движение за открытие церквей, их ремонт и реставрацию, однако достаточно быстро оно было пресечено. Репрессивная антицерковная политика Советского государства в 1930-е гг. в Саратовском Поволжье нанесла огромный урон всем религиозным конфессиям, существовавшем на его территории. Тем не менее, религиозную жизнь уничтожить не удалось. Она продолжала существовать в полулегальных и нелегальных формах латентно, «осколочно», приобретая новые формы, трансформируясь и видоизменяясь. Одновременно расширял свои позиции государственный атеизм, в первую очередь, влияя на молодое поколение.

Научные публикации:

1. Яковлева Ж.В. Религиозная жизнь в Саратовском Поволжье в 1930-е гг. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2015. Т. 15. Вып. 3. С. 95-100. (ВАК)

2. Яковлева Ж.В. Борьба с церковью на местах в 1930-е годы. К вопросу о поведении партийно-советских функционеров низового звена и рядовых верующих. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. Т. 14. Вып. 1. 2016. С. 99-102. (ВАК)

3. Яковлева Ж.В. Антирелигиозная кампания в отношении мусульман Саратовского Поволжья в 1930-е гг. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2017. Т. 17. Вып. 1. С. 127 – 132. (ВАК)

4. Яковлева Ж.В. Организации Союза Воинствующих безбожников Саратовского Поволжья в антирелигиозной кампании 1930-х гг. // Современные исследования социальных проблем. 2016. С.85 – 104. (ВАК)

5. Яковлева Ж.В. Александро-Невский кафедральный собор в Саратове. // Туризм и культурное наследие: Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. Вып. 8. С.100-105.

6. Яковлева Ж.В. Деятельность Союза воинствующих безбожников г. Саратова и Саратовской области в 1930-е гг. // Туризм и культурное наследие: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 10. Саратов: Изд-во Сар. гос. ун-та, 2015. С. 261-266.

7. Яковлева Ж.В. Из истории закрытия церквей и молитвенных домов в 1930-е гг. (на примере сел Саратовского Поволжья) //Новый век: человек, общество, история глазами молодых: 58 международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. Вып. 14. С. 174-181.

8. Яковлева Ж.В. Особенности антирелигиозной кампании в немецких селах Саратовского Поволжья в конце 1920-х – первой половине 1930-х гг. // Образование, жизнь и судьба немецких поселений в России: Материалы 15-й международной конференции. М.: РусДойч Медиа, 2016 г. С.205 – 215.

9. Яковлева Ж.В. Постановление о религиозных объединениях 1929 г. и его реализация в Саратовском Поволжье // Современные тенденции развития науки и технологий: Периодический научный сборник по материалам ХII Международной научно-практической конференции, Белгород, 31 марта 2016 г. Белгород: Изд-во ООО «Эпицентр», 2016. С. 43-48.

10. Яковлева Ж.В. Противостояние советской власти религиозной жизни в конце 1920-х гг. (на примере Саратовского Поволжья) // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции, 15 ноября 2016 г. Екатеринбург: НИЦ АЭТЕРНА, 2016. С. 121 – 128.

11. Яковлева Ж.В. Основные этапы антирелигиозной кампании в первые послереволюционные десятилетия и их содержание (на примере Саратовского Поволжья) // Новейшая история Отечества XX - XXI вв. Саратов: Техно-Декор, 2016. Вып.6. С.141 – 146.

12. Яковлева Ж.В. Антицерковная политика советского государства в Саратовском Поволжье и сопротивление католиков (1930-е годы) // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение. Материалы V Международной научной конференции, 8 апреля 2016 г. М.: Изд-во «Перо», 2016. С. 466 – 472.

13. Яковлева Ж.В. Письменные жалобы верующих как форма протеста на действия местной власти, отражающие антирелигиозную картину 1930-х гг. (на примере Саратовского Поволжья) // Научный журнал «CHRONOS». Мультидисциплинарный сборник научных публикаций. V Международная научно-практическая конференция «Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы. 13 октября 2016 г. М. 2016. С. 34-47. URL: http://chronos-journal.ru/archive/new/Chronos_multi_o.

14. Яковлева Ж.В. Этноконфессиональная ситуация и религиозная жизнь в Саратовском Поволжье к концу 1920-х годов // ЕЖЕГОДНИК Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев. 2017. №3.С. 131 – 151.

15. Яковлева Ж.В. Характер и особенности протестных действий поволжских немцев в период антирелигиозной кампании 1930-х годов. // Немцы России в общественно-политической жизни страны (XVIII – XXI вв.): Материалы 16-й Международной конференции. М.: РусДойч Медиа, 2017 г. С. 169 – 179.

16. Яковлева Ж.В. «Осколки» религиозной жизни представителей западного христианства и протестантизма а Саратовском Поволжье к началу 1940-х гг. в итоге антирелигиозной кампании государства // ЕЖЕГОДНИК Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев. 2017. №4. С. 117 – 125.

17. Яковлева Ж.В. Протестанты Саратовского Поволжья и антирелигиозные мероприятия власти (конец 1920-х - 1930-е гг.) // Российские немцы: от национально территориальной автономии к современной системе самоорганизации. Исторический опыт длиною в 100 лет: Материалы 17-й Международной конференции. М.: РусДойч Медиа, 2018 г. – в печати.

18. Яковлева Ж.В. Издевательства и репрессии в отношении священнослужителей в 1930-е годы (на материалах Саратовского Поволжья) //

Нравственные ценности и будущее человечества. Пятнадцатые межрегиональные Пименовские чтения. Саратов: Изд-во Сарат. Митрополии, 2018 г. С. 270 – 280.

19. Яковлева Ж.В. Антирелигиозная кампания в Саратовском Поволжье: на примере борьбы с православием (конец 1920-х – начало 1940-х гг.) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2020. В печати. (ВАК)

20. Яковлева Ж.В. Сакрализация верховной власти в общественном сознании (на материалах Саратовского Поволжья 1920-х – 1930-х гг. // Международный научно-практический электронный журнал «МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА». 2019. №5. С. 40 – 49.

21. Яковлева Ж.В. Вузы, эвакуированные в г. Саратов и Саратовскую область во время Великой Отечественной войны: страницы истории // Проблемы социальных и гуманитарных наук. Воронеж: изд-во ВГТУ, 2019. №4.

22. Яковлева Ж.В. "Марш отсюда... Церковь закрыта! Верующие теперь неверующие!": Антирелигиозная кампания в Саратовском Поволжье (конец 1920-х – начало 1940-х гг.).Саратов: Техно-декор, 2020. 252 с., илл. ISBN: 978-5-907175-42-6

 

Последняя редакция анкеты: 11 апреля 2020, 15:49

Получить код для установки баннера на сайте, в блоге

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания”
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Современные проблемы науки и образования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.953

«Фундаментальные исследования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 1.094

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.725

«Успехи современного естествознания» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.869

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», ИФ РИНЦ = 0.800

«Международный журнал экспериментального образования», ИФ РИНЦ = 0.469

«European journal of natural history», ИФ РИНЦ = 0.864

«Международный студенческий научный вестник», ИФ РИНЦ = 0.445

«Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы»

Издание научной и учебно-методической литературы, ISBN, РИНЦ, DOI