RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 16208 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Ковалева Наталья Борисовна


Учёная степень: кандидат психологических наук

Научное направление: Психологические науки

Индекс цитирования научной биографии: 0 (по количеству внешних ссылок)

Рейтинг: 22 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"

Краткие сведения о профессиональном опыте и достижениях:

Выпускница психологического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова (МГУ), кандидат психологических наук.

C 1980 по 1991 гг. — н. сотрудник ВНИИТЭ (группа методологических проблем эргономики), где под руководством Алексеева Н.Г., Семенова И.Н., Зинченко В.П. и Мунипова В.М. занималась вопросами возникновения и развития знания в науках нового типа. Параллельно участвовала в разработке концепции и методов рефлексивной школы творческого мышления ( совместно с Зарецким В.К., Холмогоровой А.Б., Умрихиным В. и др.; активный член секции творчества Общества психологов СССР под руководством Я.А.Пономарева. В эти же годы — лектор, тренер, и консультант на курсах повышения квалификации изобретателей при ГКНТ и преподавателей техникумов легкой промышленности; на передаче «Что? Где? Когда?»; в бизнес школе, банках и образовательных центрах.

С 1993 по 1996 гг. — ст.н. сотрудник Российско-американского центра непрерывного образования в НИИ теоретической педагогики и международных исследований в образовании, где под руководством М.Кларина занималась исследованием креативности и игровых методов США и построением программы образования города Перми (Совместно с Г. М. Похмелкиной и Г .П.Будановой,

С 2006 г. по 2012 г.г.— зав. лаборатории «Технологии понимания» НИИ Инновационных стратегий развития общего образования , где совместно с Алексеевой Л.Н. разработала концепцию мыследеятельностной герменевтики и типодеятельностного подхода в образовании, которые легли в основу формирования коммуникативно-герменевтического образовательного пространства Москвы на основе сценарных форм работы со школьниками и инновационной развивающей среды для педагогов.

С 2013 г по н.вр. вед.н.сотр Лаборатории философии образования и дидактики ГБНУ «Московский институт развития образования , фактически зав.лаб. (см. отчет)

Краткие сведения об основных публикациях:

Автор более 60 научных трудов, статей и методических разработок в области методологии и теории образования; герменевтики, аксиологии, психологии творческого мышления, рефлексивных и игровых образовательных технологий, педагогических инноваций, проблем и технологий развития мировоззрения, способности понимания и ценностных ориентаций детей и молодежи. В том числе:

«Игра как метод и проблема психологии» (в сб. Игровое моделирование. Методология и практика. Наука, 1987); «Введение в психологию научно-технического творчества» (соав.), М., 1987; «Методы развития творческой личности учащихся», М, 1992; «Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач», М., 1994; «Программа развития системы образования города Перми до 2000 года» (соавт); «Развитие способностей понимания в средней и старшей школе», М., 2008(соав.); «Проблемы понимания и самоопределения в культуре, М., 2010, Принципы и технологии развития культуры коммуникации и понимания школьников на основе мыследеятельностной герменевтики. М, 2011. Проблемы формирования мировоззрения школьников в процессе становления субъектной позиции. М., 2012, Подростки на пересечении миров: СДИ или поиски выхода из лабиринта М., 2012. Так либо как ниже?

Область научных интересов: коллективное творчество, герменевтика, методология и теория развития научного знания, аксиология христианская антропология, психодидактика, рефлексивная психология, игровые методы педагогики и психологии, психология творческого мышления, проектная и исследовательская деятельность, и инновационные методы и технологии воспитания и образования.

Автор теории коллективного творчества (совместно с Зарецким В.К., 1987), рефлексивно-позиционного подхода к организации творческой деятельности и развитию творческого мышления м педагогическому профессинализму ( 1991)

сюжетно-деятельностной модели формирования ценностных ориентаций, мировоззрения и идеалов детей и молодежи ( совместно с Коврижкиным Е.В., 2007), медиагерменевтики (2010).

Членство в экспертных, диссертационных, редакционных советах

и профессиональных сообществах и др.:

Руководитель комиссии «Герменевтика в исследовании» всесоюзного движения педагогов «Исследователь» (Совместно с Л.Н. Алексеевой), член экспертного совета конкурса В.И.Вернадского

Член Российского общества Психологов,

Эксперт Центра социологических исследований Российского клуба православных меценатов

Член Совета и научный руководитель Лаборатории педагогических технологий Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи (ПЦДРДМ) ;

Член оргкомитета и ведущий секции ежегодной городская научно-практическая конференция образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование; член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России.

Эксперт Центра рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования

Автор и руководитель «Школы практической педагогики» для студентов и молодых специалистов - курса подготовки ведущих программ, направленных на формирование позиции служения и христианского мировоззрения детей и молодежи.

Организатор и руководитель Московского герменевтического клуба.

Почетные звания, награды

Почетная грамота Департамента Образования Москвы 2006

Почетная грамота Департамента Образования Москвы 2012

Научные публикации:

1. Сазонтьева (Ковалева) Н.Б. " Игра как метод и проблема психологии" //Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987; С. 7-113.

2. Зарецкий В.К., Ковалева Н.Б. Введение в психологию научно-технического творчества. М. ВГКПИ, 1987 – с 224

3. Ковалева Н.Б. Методы развития творческой личности учащихся. Методическая разработка. М, Минлегпром СНГ, 1992;- с .49

4. Ковалева Н.Б. Формы учебного сотрудничества на занятиях по спецпредметам для преподавателей средних и специальных учебных заведений МИНЛЕГПРОМА СССР. Методическая разработка. М, Минлегпром СССР, 1991;- с .36

5. Ковалева Н.Б. Игровые и психотехнические методы в практике образовательных услуг // Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США, М., 1994;64-74.

6. Ковалева Н. Б. Принципы и методы развития креативности в теории и практике непрерывного образования в России и США // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США / Под ред. М. В. Кларина, И. Н. Семенова. — М.: ИТПиМИО РАО, 1994. — С. 89 -110.

7. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционный подход к развитию творческого профессионализма. // “Творчество, рефлексия, культура” – Новосибирск: СО РАН, 1994.

8. Ковалева Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач. // Автореферат на соискание кандидатской диссертации. М., 1994 – 24 с.

9. Ковалева Н.Б. Социально - психологические детерменанты коллективного творчества. // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. Тверь, 1995.

10. Ковалева Н.Б. Проблема развития творческого профессионализма в практикуме. // Дворец творчества как рефлексивно-творческая среда, Пермь, 1996. - 112с.

11. Ковалева Н.Б. (в составе авторского коллектива). Программа: «Развития системы образования города Перми до 2000 года», Пермь, Комитет по образованию и науке, 1996. -110с.

12. Развитие способностей понимания в средней и старшей школе / под ред.

Л.Н Алексеевой, А.М., Афиногенова, Н.Б. Ковалевой. М., МИОО, 2008.-136с.

13. Алексеева Л.Н., Богоявленская М.Е., Ковалева Н.Б, Нестеренко-Костенко И.В. Проблема содержания образования: надпердметные и метапредметные знания в становлении субъекта учебной деятельности. //Обновление содержания образования. Проблемы и перспективы. М., Центр «Школьная книга», 2008 .с.7-31.

14. Ковалева Н.Б. Процессы понимания и самоопределение в культуре.// Тезисы юбилейной конференции, посвященной 125-летию общества психологов СССР на секции Мыследеятельностный поход в психологии, т. 4, Москва, 2010.с. 93-96.

15. Ковалева Н.Б. Проблемы формирования мировоззрения школьников в процессе становления субъектной позиции в исследовательской деятельности. // Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога. Научно-методический сборник в двух томах – М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2012. – I том. С 250-262.

16. Ковалева Н.Б. Принципы и технологии развития культуры коммуникации и понимания школьников на основе мыследеятельностной герменевтики. // Образовательные технологии XXI века. ОТ´12. –М.. 2012, 224 -228 с.

17. Ковалева Н.Б. Подростки на пересечении миров: СДИ или поиски выхода из лабиринта. // Сборник научных статей «На пороге взросления», М, МГППУ, 2012 г. 185-197 с.

 

Последняя редакция анкеты: 27 ноября 2018, 11:25

Получить код для установки баннера на сайте, в блоге

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания”
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Современные проблемы науки и образования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.953

«Фундаментальные исследования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 1.094

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.725

«Успехи современного естествознания» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.869

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», ИФ РИНЦ = 0.800

«Международный журнал экспериментального образования», ИФ РИНЦ = 0.469

«European journal of natural history», ИФ РИНЦ = 0.864

«Международный студенческий научный вестник», ИФ РИНЦ = 0.445

«Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы»

Издание научной и учебно-методической литературы, ISBN, РИНЦ, DOI