Талынёв Валерий Егорович
  1. Ученая степень
    доктор социологических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Социологические науки
  4. Регион
    Россия / Воронежская область

Талынёв Валерий Егорович родился 18 ноября 1955 года в г. Уфе, Молотовского района Башкирской АССР, русский, образование высшее: окончил Ульяновское высшее военное командное училище связи им. Г.К. Орджоникидзе, УВВКУС (1977 г.) по специальности командная, радиосвязи, присвоена квалификация: офицер с высшим военно-специальным образованием, инженер по эксплуатации средств связи, диплом Г-I №101862, Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, ВПА по специальности военно-политическая, присвоена квалификация: офицер с высшим военным образованием, преподаватель истории (1989 г.), диплом ТВ № 642635.

Прохождение службы: сентябрь 1977 г. по август 1986 г. – военная служба в войсках Министерства обороны СССР. Август 1986 г. – июнь 1989 г. – слушатель военно-политической академии им. В.И. Ленина, г. Москва. С июня 1989 г. - военная служба в частях Дальневосточного военного округа Министерства обороны.

С мая 1994 г. – преподаватель кафедры психологии и педагогики Хабаровского военного института ФПС РФ, затем - старший преподаватель, доцент, с апреля 2003 г. - начальник кафедры психологии и педагогики ХПИ ФСБ России. С мая 2005 г. по ноябрь 2010 г.- начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ХПИ ФСБ России. Уволился в запас в воинском звании «полковник». С января 2011 г. профессор кафедры социологии, политологии и регионоведения Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск, с сентября 2011 г. – профессор кафедры философии Воронежского государственного университета инженерных технологий, с сентября 2012 г. – профессор кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Воронежского института МВД России.

Член Международной академии наук педагогического образования с 2008 года. Награждён медалями и знаками отличия. В 2004 г. награждён премией Губернатора Хабаровского края за подготовку высококвалифицированных кадров, награжден грамотами Совета Федерации (2005г.), Директора ФСБ России (2010 г.), имеет благодарности губернатора Воронежской области (2013 г.).

Область научных интересов: Социология управления, социология молодежи, социология города, социология здорового образа жизни.

С 1994 года вёл следующие дисциплины: - Дисциплины социально-гуманитарной, юридической направленности: социологи, психология, педагогика, психология профессиональной деятельности, профессиональная этика и служебный этикет, культурология, основы воспитательной работы в ОВД, основы психологии и педагогики высшей школы, религиоведению, логике, философии, философия и история науки, философские проблемы науки и техники, логика и методология научных исследований, педагогика высшей школы, социология, политология, психология (общая, этно-, юридическая, оперативная, возрастная и т.д.), психология управления, конфликтология, региональные конфликты и национальная безопасность в современном мире, нравственно-этические основы службы, служебный этикет, профессиональная культура и этика сотрудника полиции и др.

Осуществляет научное руководство соискателями и аспирантами. Член диссертационного совета Д 212.294.04 "Тихоокеанский государственный университет", по специальностям научных работников: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы, 22.00.08 - Социология управления (социологические науки), (г. Хабаровск).

Кандидат в мастера спорта (футбол, бокс), участник 5-ти Всемирных игр ветеранов (Портленд, Мельбурн, Эдмонтон) и серебряный призёр (Австралия, г. Сидней (футбол, октябрь 2009 года). Обладатель золотых медалей в составе команды «Космос» г. Хабаровск (Италия, г. Турин – 2013 г.). Несколько 1-х разрядов по различным видам спорта (офицерское многоборье, настольный теннис, волейбол, лыжи и др.).

Окончил музыкальную школу по классу «фортепиано». Лауреат (1995 г.) конкурса авторской песни Федеральной пограничной службы РФ и обладатель гран-при 1-го фестиваля авторской песни Федеральной пограничной службы РФ (г. Москва, 1997г.).

В.Е. Талынёв – автор свыше 240 научных публикаций, в том числе двух монографий, учебного пособия с ведомственным грифом и др.

Научные публикации

Научные публикации:

Монографии:

1.Талынёв В.Е. Технологии формирования престижа сотрудников и офицеров пограничных органов ФСБ РФ / В.Е. Талынёв, Т.А. Бондаренко. Хабаровск, ХПИ ФСБ России, 2005. - 154 с.

2.Талынёв В.Е. Социальный институт патриотизма как основа воспитания молодёжи современной России. (социально-педагогический аспект) / Талынёв В.Е., Шульженко Н.В., Якушкин В.В. Воронеж: Воронежский институт МВД РФ. 2015. - 192 с.

Учебные и учебно-методические пособия:

1.Талынев В.Е. Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности органов и войск ФПС России. Альбом схем. Учебно-методическое пособие. Хабаровск: Хабаровский военный институт ФПС РФ.1998.

2.Основы военной психологии. Часть II. Андриенко Ю.И., Талынев В.Е. Учебно-методическое пособие. Хабаровск: Хабаровский военный институт ФПС РФ.1998.

3.Талынев В.Е. Конфликты в воинских коллективах. Альбом схем. Учебно-методическое пособие. Хабаровск: Хабаровский военный институт ФПС РФ.1998.

4.Талынев В.Е. Психолого-педагогические аспекты работы офицера пограничной заставы (учебного подразделения) по своевременному выявлению, предупреждению и преодолению фактов наркомании и токсикомании среди личного состава. Учебно-методическое пособие. Отдел воспитательной работы ДПО. 1998.

5.Талынев В.Е. Социально-психологические аспекты конфликтов в воинском коллективе. Учебно-методическое пособие. Хабаровск: Хабаровский военный институт ФПС РФ.1999.

6.Талынев В.Е. Общая, военная и юридическая психология. Методические рекомендации для слушателей факультета заочного обучения. Учебно-методическое пособие. Хабаровск: Хабаровский военный институт ФПС РФ.1999.

7.Талынев В.Е. Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности органов и войск ФПС России. 2 – е изд. Альбом схем. Учебно-методическое пособие. Хабаровск: Хабаровский военный институт ФПС РФ.1999.

8.Талынев В.Е. Общая и военная психология. Частная методика преподавания учебной дисциплины. Учебно-методическое пособие. Хабаровск: Хабаровский военный институт ФПС РФ.2000.

9.Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности органов и войск ФПС России. Андриенко Ю.И., Талынев В.Е. Учебное пособие / Хабаровский военный институт ФПС РФ. Хабаровск, 2000.

10.Талынев В.Е. Психологическая подготовка в органах и войсках ФПС РФ. Учебно-методическое пособие. Хабаровск: Хабаровский военный институт ФПС РФ.2000.

11.Талынев В.Е. Основы военной психологии. Часть I. Учебно-методическое пособие. Хабаровск: Хабаровский военный институт ФПС РФ.2001.

12.Системно-целевой подход в обучении курсантов ХВИ ФПС России. Учебно-методическое пособие. Талынев В.Е., Пахомов В.И. Хабаровск: Хабаровский военный институт ФПС РФ.2002.

13.Организация и проведение социологического исследования в органах налоговой полиции. Учебное пособие. Талынев В.Е., Кезин А.С., Пархоменко В.И. Хабаровск: Хабаровский военный институт ФПС РФ.2003.

14.Организация и проведение социологического исследования в органах и войсках ФПС РФ. Учебно-методическое пособие. Лепешкин Н.Я., Талынев В.Е. Хабаровск: Хабаровский военный институт ФПС РФ.2003.

15.Талынев В.Е. Психология управления. Методические рекомендации для студентов заочного отделения факультета высшего сестринского образования по подготовке контрольной работы. Учебно-методическое пособие. Хабаровск: ДВГМУ. 2004.

16.Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников ОВД. Андриенко Ю.И., Дмитраков А.М., Чесовская М.Г., Талынев В.Е., Беляева Е.Г. Учебное пособие / Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел России. Белгород, 2015.

17.Социально-психологические аспекты современного экстремизма. Кораблев С.Е., Талынев В.Е. Учебное пособие / Воронеж, 2014.

18.Профессиональная этика и служебный этикет. Анциферов В.В., Талынев В.Е. Учебно-методическое пособие / Воронеж, 2013.

19.Психологические основы терроризма и антитеррористической деятельности в современных условиях. Лепешкин Н.Я., Василин В.Г., Обирин А.И., Талынев В.Е. Учебно-методическое пособие / под редакцией И. Ф. Ярулина. Хабаровск, 2008.

20.Основы психологии личности. Талынев В.Е. Учебное пособие / Хабаровск, 2004.

Журнальные статьи:

1.Обособление экспертной деятельности как способ повышения ее эффективности. Талынёв В.Е., Гуменчук О.О. Право и образование. 2017. 2. С. 86-95.

2.Повышение эффективности модульного обучения в ведомственных образовательных организациях высшего образования. Петренко А.С., Талынёв В.Е. Право и образование. 2016. № 1. С. 12-19.

3.Социальный институт патриотизма: проблемы нормативно-правового регулирования в военно-образовательной сфере. Талынев В.Е., Якушкин В.В. Право и образование. 2016. № 3. С. 22-28.

4.Необходимость классификации судебных экспертиз с позиции процессуальных субъектов как предпосылка повышения эффективности использования специальных знаний. Талынёв В.Е., Гуменчук О.О. Право и образование. 2016. № 6. С. 37-43.

5.Морально-психологическое состояние как фактор морально-психологической устойчивости курсантов к действиям в экстремальных условиях. Талынев В.Е., Чесовская М.Г., Андриенко Ю.И. Психология обучения. 2015. № 12. С. 37-44.

6.Патриотизм как основа противодействия экстремизму. Талынёв В.Е., Якушкин В.В. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 8-6. С. 26-31.

7.Проблемы формирования гражданско-патриотической позиции курсантов в сфере образовательной практики. Талынёв В.Е., Якушкин В.В. В сборнике: Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии Сборник материалов. 2014. С. 245-253.

8.Эффективность принятия управленческого решения на основе психологической компетентности руководителя. Талынёв В.Е., Ткаченко А.М. Симбирский научный вестник. 2013. № 3 (13). С. 63-68.

9.Социально-правовое обеспечение военнослужащих и миграционные процессы. Дальневосточного региона на рубеже XX-XXI веков. Талынев В.Е., Осипенков С.М. Право и образование. 2012. № 6. С. 131-136.

10.Рейтинг деятельности преподавателя в системе высшего образования. Талынев В.Е. Право и образование. 2012. № 7. С. 52-58.

11.Отбор в систему современного высшего образования и отношение к ЕГЭ. Талынев В.Е., Якушкин В.В. Социология образования. 2012. № 4. С. 66-72.

12.Преподаватель в системе высшего образования и его рейтинг деятельности. Талынёв В.Е. Поволжский педагогический поиск. 2012. № 1 (1). С. 90-94.

13.Социально правовые гарантии военнослужащих, уволенных с военной службы как основа развития российской государственности. Талынев В.Е., Осипенков С.М. Право и образование. 2011. № 8. С. 128-136.

14.Проблемы формирования здорового образа жизни молодежи. Скорняков В.Е., Талынев В.Е. Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2011. № 3. С. 199-206.

15.Социальные последствия сегрегации городского пространства в России. Обирин А.И., Талынев В.Е. Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2011. Т. 5. С. 180-184.

16.Болонский процесс и подготовка руководителей органов государственной военной службы. Талынёв В.Е. Право и образование. 2009. № 1. С. 51-58.

17. Подготовка военных педагогов: аксиологические аспекты. Талынёв В.Е. Социология образования. 2009. № 1. С. 97-104.

18.Ценности и профессиональная мотивация руководителей органов государственной военной службы: социологический анализ. Байков Н.М., Талынев В.Е. Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2008. № 3. С. 127-136.

19.Талынёв В.Е. Семья руководителя органов государственной военной службы: социально-экономический механизм формирования / В.Е. Талынёв // Отечественная социология: обретение будущего через прошлое: материалы IV Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения». - Хабаровск: ДВАГС, 2008. - С. 273-275.

20.Организационно-правовые механизмы формирования личности будущего офицера. Талынев В.Е. Право и образование. 2007. № 7. С. 77-85.

21.Социальные механизмы обеспечения мотивированности курсантов к учебной деятельности. Талынев В.Е. Социология образования. 2007. № 4. С. 13-21.

22.Социальный механизм формирования престижа службы в Вооруженных Силах России. Бондаренко Т.А., Талынев В.Е. Социология образования. 2007. № 5. С. 88-92.

23.Hxigher educational institutions providing border security training: what motivates cadets and instructors. Talynev V.E. Russian Education and Society. 2007. Т. 49. № 6. С. 42-51.

24.Талынёв В.Е. Социально-экономический механизм сопровождения процесса формирования личности курсанта / В.Е. Талынёв // Вестник Уфимского юридического института МВД России. Уфа: УЮИ МВД России, 2007. -№ 3. - С. 12-15.

25.Талынёв В.Е. Социально-экономический механизм сопровождения процесса формирования личности будущего руководителя государственной военной службы / В.Е. Талынёв // Второй Дальневосточный международный экономический форум. В 9-ти т. Проблемы и перспективы социального развития Востока России: материалы круглого стола. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2007. Т. 3. - С. 198-207.

26.Талынёв В.Е. Социальный механизм формирования мотивации личности курсанта / В.Е. Талынёв // Социальные практики и институциональные изменения: сборник научных статей аспирантов и соискателей. - Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2007. - С. 42-49.

27.Проблемы подготовки кадров в вузах ФСБ России пограничного профиля. Талынев В.Е. Право и образование. 2006. № 2. С. 192-197.

28.Талынёв В.Е. Социальный механизм и процесс формирования личности в условиях Дальневосточного Федерального округа /В.Е. Талынёв // Дальневосточный форпост. - Хабаровск: ХПИ ФСБ России, 2006. - № 1. - С. 10-15.

29.Правовые приоритеты и социологические аспекты кадрового обеспечения Пограничной Службы ФСБ России. Талынев В.Е. Право и образование. 2006. № 3. С. 81-88.

30.Вузы пограничной направленности: мотивации курсантов и педагогов. Талынёв В.Е. Социологические исследования. 2006. № 6. С. 107.

31.Талынёв В.Е. Особенности формирования мотивированности курсантов к учебе в пограничном вузе и предстоящей службе / В.Е. Талынёв // Профессиональные компетенции и качество высшего образования: грани проблемы: сборник докладов Международной научно-практической конференции. - Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. - Ч. 2. - С. 145-150.

32.Талынёв В.Е. О некоторых проблемах формирования профессионально-значимых качеств педагога / В.Е. Талынёв // Социальные процессы в региональном измерении: Сборник научных статей аспирантов и соискателей. - Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2004. - С. 28-36.

33.Талынёв В.Е. О некоторых проблемах мотивации обучения в учебных заведениях России / В.Е. Талынёв // Стратегии социального взаимодействия: Межвузовский сборник статей аспирантов и соискателей. - Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2002. - С. 66-70.

34.Талынёв В.Е. Мотивационные основы обучения курсантов высших военно-учебных заведений / В.Е. Талынёв // Пограничная политика: практика и особенности её реализации в Дальневосточном регионе: Материалы второй региональной научно-практической конференции. - Хабаровск: Хабаровский военный институт ФПС РФ, 1999. - С. 122-127.

35.Талынёв В.Е. Опыт внедрения новых форм подготовки военных профессионалов. Некоторые проблемы внедрения рейтинговой интенсивной технологии модульного обучения в институте / В.Е. Талынёв // Военно-педагогический сборник. «Ориентир». М.: Академия ФПС России, 1999. Вып. № 1. - С. 37-46.


Последняя редакция анкеты: 20 марта 2017