Лаврова Светлана Витальевна
  1. Ученая степень
    Кандидат искусствоведения
  2. Научное направление
    Искусствоведение
  3. Регион
    Россия / Санкт-Петербург

Лаврова Светлана Витальевна (род. 19 июля 1970 Санкт-Петербург ) – российский композитор и музыковед.

Светлана Лаврова окончила в 1994 году Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции профессора В.И Цытовича. В 1996 окончила ассистентуру-стажировку. В 2001 году стажировалась в Koninklijk Conservatorium в Гаагеу Мартайна Паддинга и Луи Андриссена.

Принимает участие в международных фестивалях современной музыки, среди которых International Gaudeamus workshop в Амстердаме, молодежный композиторский фестиваль в Апельдорне, «Звуковые пути», «Московский форум», «Музыкальная весна».

Участник Дармштадских курсов 2008 г., где консультировалась у Брайна Фернихоу, Вольфганга Рима, Дьердя Куртага и Марко Строппа.

С 1998 года – член Союза композиторов России. С 1994 года преподавала композицию в Санкт-Петербургской школе-лицее при СПб консерватории, а с 2000 года преподавала в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского - Корсакова. Сочинения С.Лавровой исполняются как в России, так и за рубежом. В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию на тему « Цитирование как проявление принципа комплементарности в музыке последней трети ХХ века»

Автор многочисленных исследований о новой музыке, среди которых монография ««Логика смысла» новой музыки. Опыт структурно-семиотического анализа на примере творчества Хельмута Лахенманна и Сальваторе Шаррино. В фокусе исследовательского интереса оказываются философские аспекты современного композиторского творчества. В 2016 году защитила докторскую диссертацию на тему «Проекции основных концептов постструктуралистской философии в музыке постсериализма».

Научные публикации

1.Лаврова С.В. «Логика смысла» новой музыки. Опыт структурно-семиотического анализа на примере творчества Хельмута Лахенманна и Сальваторе Шаррино. СПб., Изд-во СПбГУ, 2013. 305 с.

2.Лаврова С.В. «Жест, обращенный к беспредельности» в музыкальной композиции последней трети ХХ века: Брайн Фернихоу и Джон Кейдж: сложные концепции и сокрушение границ; структурное и стихийное // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение. 2012. № 3. C. 3-12.

3.Лаврова С.В. «Нонсенс» в музыкальной композиции последней трети ХХ века как «парадоксальный элемент и вечный двигатель» // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение. 2012. № 4. С. 76-81.

4.Лаврова С.В. «Экология слушания», и эффект «невидимого действия» в операх «Девочка со спичками» («Das Madchen mit den Schwefelholzern») Хельмута Лахенманна и «Лоэнгрин» (Lohengrin – Azione invisibile) Сальваторе Шаррино // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение. 2013. № 1. С. 9-20.

5.Лаврова С.В. Временные перекрестки новой музыки и философии Жиля Делёза: Эон, «горизонт сознания» Гуссерля и «Часы Бергсона» // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение. 2013. № 3. С. 16-24.

6.Лаврова С.В. «Логика смысла» Жиля Делёза в музыкальной композиции Хельмута Лахенманна: опыт сравнительного анализа первой серии парадоксов // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение. 2011. № 1. С. 41-46.

7.Лаврова С.В. Особенности психологии восприятия новой музыки: звуки как элементы языка. // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение. 2013. № 2. С. 3-7.

8.Лаврова С.В. Пространство тишины»: ирония и оптические иллюзии в но-вой музыке. // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение. 2013. № 2. С. 8-14.

9.Лаврова С.В. Структурное мышление и принцип поливалентности в евро-пейской музыкальной композиции последней трети ХХ века в контексте идей «Логики смысла» Ж. Делёза // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение. 2013. № 1. С. 3-8.

10.Лаврова С.В. Две стороны звукового восприятия новой музыки: Х. Лахенманн — энергия исполнительского жеста и новый тип слушания // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение. 2013. № 4. С. 23-27.

11.Лаврова С.В. Эффект «бестелесности» в «исследованиях белого» Сальваторе Шаррино: вторая серия парадоксов «Логики смысла» Жиля Делёза как опыт сравнительного анализа // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение. 2012. № 4. С. 68-75.

12.Лаврова С.В. Сложность и трансгрессия в новой музыке // От русского Серебряного века к Новому Ренессансу: Сб. статей по материалам Международного форума к 80-летию С.М. Слонимского / сост. и науч. ред. Р.Н. Слонимская и Р.Г. Шитикова. СПб.: Lennex Corp. Edinburgh, 2014. С. 371-376.

13.Лаврова С.В. Игры новой музыки // Герменевтика игры. Поиски смысла в философии, теории культуры и музыкальной эстетике: Сб. статей / ред.- сост. Л.А. Меньшиков. СПб: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 2014. С. 438 – 444.

14.Лаврова С.В. К понятию жеста в новой музыке // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2014. № 1 (31). С.216-231.

15.Лаврова С.В., Жукова Г.К. Психология звукового восприятия: физическая реальность или эстетика? // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2014. №6 (35). С.128-136.

16.Лаврова С.В. Анти-риторические фигуры новой музыки // Вестник Акаде-мии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2014. №4 (33). С.153-165.

17.Лаврова С.В. «Наблюдение за наблюдающим». Нарциссизм в новой музыке и художественной культуре // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2014. № 5 (34). С. 159-169.

18.Лаврова С.В. Метафизика скуки и провокация в новой музыке // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2014. № 6 (35). С. 175-188.

19.Лаврова С.В. Натуралистическая концепция Сальваторе Шаррино // Про-блемы музыкальной науки, 2015. № 1 (18). С. 24-27.

20.Лаврова С.В. Трансформация структурного мышления музыкального постсериализма в контексте открытий современной науки // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2014. № 3 (32). С.184-191.

21.Лаврова С.В. Джордж Баланчин – композитор и творческий партнер композитора // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015. №1(36). С. 31-44.

22. Лаврова С.В., Жукова Г.К. Есть ли жизнь в неевклидовом пространстве «геометрии музыки» // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2014. № 5 (34). С. 97-107.

23.Лаврова С.В., Островская Е.А. Пространство звука versus безумие полифонии мира // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015. №1(36). С.166-175.

24.Лаврова С.В. Посттравматический синдром новой музыки // Вестник Ака-демии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015. № 2 (37). С.143-153.

25.Лаврова С.В., Островская Е.А. Обескураживающий варвар или говорящий рояль: провокация новой музыки // Музыка и время. 2015. № 3. С.10-13.

26.Лаврова C В. Творчество П. И. Чайковского в эстетическом дискурсе музыки поставангарда // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой 2015. № 3 (38). С.129-131

27.Лаврова С.В. Новая музыка в контексте терминологических проблем современного искусства // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015. № 3 (38). С.277-291.

28.Лаврова C. В. Философия трансгуманизма и новая музыка // Вестник Ака-демии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015. № 4 (39). С. 202-211.

29.Лаврова С.В. Феномен фреймового мышления в новой музыке постсериа-лизма // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015. №5 (40). С.155-160.

30.Лаврова С.В. Инновация и повторение в музыкально-философском дискурсе: Умберто Эко, Жиль Делёз и творчество Бернхарда Ланга // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2016. № 1(42) С.131-141.

31.Лаврова С.В., Щербак Н.Ф. Выразимые и невыразимые элементы музы-кального и литературного языков: роман «Ада» Владимира Набокова и новая музыка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2015. № 2. С. 19-33.

32.Лаврова С.В.Автор в Новой музыке «эпохи технической воспроизводимости» // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2016. № 2(43) С.174-180.

33.Лаврова С.В.Акустическая фотография и «loop»-эстетика. Наследие принципов экспериментального кино в новой музыке //Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2016. № 3 (44). С. 218-227.

34. Лаврова С.В.Инновация и повторение в музыкально-философском дискурсе: Умберто Эко, Жиль Делёз и творчество Бернхарда Ланга//Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2016. № 1(42) С.131-142

35. Лаврова С.В. Цитирование как проявление принципа комплементарности в творчестве композиторов последней трети ХХ века

(Дисс.. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения) СПб: 2005 144 с.

36. Лаврова С.В."Проекции основных концептов постструктуралистской философии в музыке постсериализма" дисс. на соискание степени доктора искусствоведения. Казань 2016

37. Лаврова С.В. Концептуальное искусство, нео-концептуализм и новая музыка последней трети ХХ- начала ХХI века//Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика.

Сб. статей по материалам Международной научной конференции 26-27 октября 2016 г. к 110летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича / гл. ред Л.В. Саввина, ред.-сост. В.О. Петров. – Астрахань изд-во ООО «Триада» 2016 – 344 с. ( с.239-247)


Последняя редакция анкеты: 13 февраля 2017