Даркулова (Кемелова) Куляш Нурадиновна
  1. Ученая степень
    кандидат филологических наук
  2. Профессор Российской Академии Естествознания
  3. Научное направление
    Филологические науки
  4. Страна
    Казахстан

Образование:

1975-1979 гг.- студентка филологического факультета Кзыл-Ординского пединститута им. Н.В. Гоголя (специальность «Русский язык и литература»)

1979-1981 гг. – стажёр-исследователь кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков филологического факультета Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова.

1981-1987 гг. - аспирантура ЛГУ им. А.А. Жданова. Научная специальность 10.02.19 – «общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика».

1988 г.- защита кандидатской диссертации на тему «Фонетическая реализация основных интонационных типов в условиях сингармонизма», выполненной под руководством д.ф.н. профессора Бондарко Л.В.

Преподавательская деятельность:

1987-1990 гг. – преподаватель, ст. преподаватель Чимкентского пединститута культуры им. Аль-Фараби.

1991-1995 гг. – ст. преподаватель Кзыл-Ординского государственного университета им. Коркыт-Ата.

1996-2001 гг. – и.о. доцента, главный методист учебного отдела, зав. кафедрой общей и русской филологии, старший научный сотрудник Таразского госуниверситета им. М.Х. Дулати.

2002- 2010 гг. –доцент, зав. кафедрой русского языка и литературы, ст. преподаватель Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауезова.

2010-2012 гг- зав. кафедрой, доцент кафедры восточных языков Алматинского университета иностранных языков и деловой карьеры

2012 г. - по настоящее время ст. преподаватель кафедры русского языка и литературы ЮКГУ им. М. Ауезова

Научные интересы:

Проблемы общего языкознания, психолингвистики, социолингвистики, тюркской, казахской и русской фонетики и интонации, сопоставительной типологии русского и казахского языков, лингвотипологии, тюркологии, инновационной методики преподавания русского языка.

Автор около 100 научных, научно-методических, учебных, учебно-методических трудов

Исследовательские работы:

Научно-гуманитарные программы:

1.«Этногенез тюркских народов: специфика формирования и

функционирования этнической системы казахского народа (на материале общетюркских

и казахских вариантов шежире)»

2. «Концептуальные основы национальной идеи казахского народа»

Награды и гранты:

Обладатель Государственного гранта «Лучший преподаватель вуза» в 2006 г.

Научные публикации

1.Фонетические указатели границ синтагм.- Вестник КазНУ им. Аль-Фараби. Серия филологическая. -2001.- № 15 (49) – С. 63-66.

2.О семантизации звука как ведущей проблеме фоносемантики.- Вестник КазНУ им. Аль-Фараби. Серия филологическая. -2001.- № 15 (49) – С. 66-70.

3.Интонационное оформление незавершенности в казахском языке// Казахстанская филология: проблемы и перспективы: Материалы Международной конференции 6-8 мая 2002 г.- Алматы, 2002. -С. 6-7.

4.Основные направления исследований по просодике и интонации казахского языка// Вестник КазНУ. Серия филологическая 3 (53). Спецвыпуск . Материалы конференции - Алматы. Qazaq университеті, 2002. - С. 34-37.

5.Лекции по морфологии современного русского языка: Учеб. пособие в 3-х ч. Часть 1. Именные части речи. -Шымкент:ЮКГУ, 2006. – 118 с.

6.Лекции по фонетике современного русского языка: Учебное пособие -Шымкент: ЮКГУ им. М. Ауезова, 2007 г. – 192 с.

7.Интонационное оформление фразы в казахском языке.- Альманах современной науки и образования. Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии [Текст]. В 3 ч.: межвузовский сборник научных трудов. – Тамбов: Изд-во «Грамота», 2007.- Ч.2.- С.97-99.

8.Сингармонизм и динамический компонент интонации.- Языковое пространство Казахстана в новом тысячелетии и проблемы мировой лингвистики: Материалы Международной научно-теоретической конференции (г. Алматы, 14 марта 2008 г.).- Алматы: КазГосЖенПИ, 2008.- Т.1- С. 728-735.

9.Соотношение интонации и знаков препинания в различных синтаксических условиях.- Языковое пространство Казахстана в новом тысячелетии и проблемы мировой лингвистики: Материалы Международной научно-теоретической конференции (г. Алматы, 14 марта 2008 г.). - Алматы: КазГосЖенПИ, 2008.- Т.1.- С. 752-756.

10.Развитие интонационного слуха» учащихся при изучении художественных произведений. - «Ломоносов-2008». Международная научная конференция студентов, магистрантов и молодых ученых: Тезисы докладов.- Астана: КФ МГУ им. М. Ломоносова, 2008- С. 151-154.

11.Фонетическое, лексическое и грамматическое освоение компьютерной лексики. - Научные труды ЮКГУ им. М. Ауезова. – 2008- №1- С. 135-138.

12.Функционирование динамического компонента интонации в условиях сингармонизма. - Вестник КНУ им. Жусупа Баласыгына. Серия 1. Гуманитарные науки. Филология. Языкознание. Государственный язык. – Бишкек: КНУ, 2008. – Вып.3.- С. 176-180.

13.Функционирование казахских слов в русскоязычной периодике. - Интеллектуальный потенциал вузов – на развитие дальневосточного региона России: материалы Х Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 6 кн.– Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008.- Кн.1.- С.214-219.

14.Функционирование казахских слов в русскоязычной периодике Казахстана. - Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии и методика преподавания языка и литературы. - Альманах современной науки и образования [Текст]. В 2ч. - Тамбов: «Грамота», 2008.- №8 (15):– Ч. 2. - С. 48-50.

15.Казахская лексика в русскоязычной газетной публицистике Казахстана. - Проблемы современной филологии в вузовском образовании: Материалы П Международной научно- практической конференции, 23-24 сентября 2008 г. /Отв. Ред И.Б. Ворожцова. – Ижевск: ИД «ERGO», 2008. - С. 71-78

16.Лекции по морфологии современного русского языка. Книга 2. Глагол. Причастие. Деепричастие/.- Шымкент, ЮКГУ им. М. Ауезова – 2008 г.- 156 с.

17.Синтаксические условия синтагматического членения литературного текста. - Научная индустрия Евразийского континента: теория и практика 2009: Материалы Международной научно-практической Интернет-конференции (20-30 апреля 2009 г., КазНАУ)- Алматы: КазНАУ, 2009.- С. 136-138 .

18.Сопоставительные характеристики интонационных типов казахского и русского языков. - Вестник КазНУ им. Аль-Фараби. Сер. Филологическая.– Алматы, 2009.- № 4 (120).- С. 35-38.

19.Исследование интонации незавершенности в казахском и тюркском языкознании. – Eurazialyq ideasy konteksyndegi Qazaqstan turkitanuy maseleleri men bolashagy (halyqaralyq ghylymi teorialyq konferenciasynyng ghylymi teorialyq maqalalar zhinaghy)- Астана: «1С-Сервис» ЖШС, 2009. – B.351-356.

20.Интонационный аспект языковой ментальности. - Вестник КазНУ им. Аль-Фараби. Сер. Филологическая.– Алматы, 2009.- № 5-6 (121-122).- С. 120-123

21.Лекции по морфологии современного русского языка. Книга 3. Наречие. Слова категории состояния. Неполнознаменательные части речи./Учебное пособие. - Шымкент, ЮКГУ им. М. Ауезова – 2009 г.- 150 с.

22.Русский язык: Научный стиль. Текст. Лексические и грамматические особенности научного стиля. Учебное пособие. - Шымкент: Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова 2010.- 192 с.

23.Case-study на занятиях по русскому языку. - Обучение языкам в условиях би- и полилингвизма: проблемы, инновации, перспективы: Материалы Международной научно-практич. конференции 25-26 ноября 2010. – Алматы: изд. КазНТУ, 2010. – 448 с. С.236-238

24.Типологические свойства интонации тюркских языков (предварительные замечания о статусе интонации, ее единицах и функциях, универсальности и специфике) . -Turki orkenieti zhane tauelsiz Qazaqstan. Qazaqstan respublikasy tauelsizdigining 20 zhyldyghyna arnalghan halyqaralyq konferencia materialdary.Turki akademiasy.Junus Emre turik madeni ortalyghy. Астана qalasy. 19-21 mamyr, 2011 zhyl. I (А-Й) Астана 2011.- 482 bet. B.290-296.

25.Методика обучения фонетическому транскрибированию (из опыта работы). - Вестник КазНПУ им. Абая - Алматы, 2011 г.

26.Кейс-стади на занятиях по фонетике при изучении темы «Артикуляционная классификация звуков»// Ауэзовские чтения – 11: «Казахстан по пути к обществу знаний: инновационные направления развития науки, образования и культуры» . - Международная научно-практическая конференция – Шымкент: ЮКГУ им. М. Ауэзова, 2012 г. 1 т. 310 с.- С. 95-99

27.Сингармонизм как средство просодической организации синтагмы. - Журнал «Современные проблемы науки и образования»-2013.- №6 (приложение «Филологические науки»).- с. 6

28.О необходимости знаний по фонетике при обучении научному стилю// Журнал «Современные проблемы науки и образования» -2013.- №6 (приложение «Филологические науки»).- с. 8

29.Национальная специфика пословиц с гендерным компонентом «женщина» в русском, казахском и английском языках. - «Тurki frazeologiasy: ulttyq mentalitetinning tildik beinesі» atty respublikalyq ghylymi praktikalyq dongelek ustelding materialdar zhinaghy -Алматы: Qazaq universiteti , 2013. -239 b. - B.114-118

30.Сингармонизм или ударение? - Научный журнал «Научное обозрение: гуманитарные исследования» - 2013.- № 3.- С. 66-74


Последняя редакция анкеты: 29 июня 2013