Учёная степень: доктор наук
Научное направление: Исторические науки
Рейтинг: 36 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)
СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"
Профессиональная деятельность
• С 1974г. по 1994 г. – работа в должности ассистента, доцента кафедры онтологии и теории познания философского факультета УрГУ.
• С 1994 г. по 2003 г. – работа в ГОУ ДПО «Институт развития регионального образования» Свердловской области (при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области) в должности заведующей отделением управления образованием (1994-1995гг), заместителя директора по научной работе (с 1995 по 2001гг), директора института.
• С 2003г. по октябрь 2008 г.– работа в НОУ ВПО «Уральский гуманитарный институт» в должности профессора, декана ф-та менеджмента (2005 – 2006 гг.), заведующей кафедрой менеджмента (2005 – 2006 гг.).
В настоящее время работает в Уральском отделении Российской академии образования в должности ученого секретаря.
• В 2000 г. присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» с вручением нагрудного знака – за заслуги в области образования российской Федерации
Членство в общественных академиях и общественных организациях
В 1996 г. избрана действительным членом Академии социальных наук РФ.
С 2008 г. академик Международной академии дискурсивных исследований
С 2009 г. член-корреспондент Российской академии естествознания.
Член Философского общества РФ.
Член региональной Ассоциации «Друзья Франции».
Характеристика научно-организационной деятельности
 Руководитель диссертационных исследований (защищено 9 кандидатских диссертаций);
 Постоянно ведет работу по организации и проведению научных конференций и научно-практических мероприятий, является редактором научных изданий (см. приложение);
 Входит в состав редакционных советов журнала ВАК « Образование и наука. Известия УрО РАО» и научного альманаха Института философии и права УрО РАН «Дискурс-Пи»;
 Являлась членом диссертационных советов в УрГУ и в УрГПУ; сейчас приглашена во вновь создаваемый совет в УрФУ (Уральский федеральный университет);
 Занимала в течение шести лет (ИРРО) должность заместителя директора по науке, и сегодня, являясь ученым секретарем УрО РАО, ведет большую научно-организационную работу;
 С 1994 г. по 2002 г. – член Коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (научный советник). С 2005г по 2007 г. – член Коллегии управления образования г. Екатеринбурга;
 Возглавляет научно-исследовательскую лабораторию УрО РАО по исследованию креативности и креативных практик в образовании (с 2010 года);
 Являлась и является участником международных проектов и проектов, осуществляемых по грантам (см. приложение);
 Осуществляет экспертную деятельность по поручению администрации полномочного представителя Президента РФ в Уральском Федеральном округе и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
Характеристика основных направлений и результатов научных исследований
С 1975 по 1994 год (работа на философском факультете Уральского государственного университета)
Основное направление научных исследований: философия науки и образования
Результаты научных исследований представлены в кандидатской и докторской диссертациях, двух монографиях («Стиль науки: культурно-историческая природа», Екатеринбург, Изд-во УрГУ, 1992, 9 п.л.; «Культура и стиль: педагогические тональности», Екатеринбург, Изд-во ИРРО, 1995, 10 п.л., публикациях этого периода).
Центром исследования социокультурных оснований науки стала проблема стиля науки и научного мышления. Определены культурно-исторические основания стиля в реальном осуществлении науки, научной деятельности, раскрыта природа стиля как феномена культуры. На основе осмысления « нелинейных состояний» культурно-исторического процесса как пространства осуществления творческой деятельности и творческого самоопределения человека проведено исследование стиля как формы культурно-исторического самоопределения субъекта в науке и педагогических отношениях. Показана необходимая связь стиля, стилевых характеристик с культуротворческими, индивидуально и культурно многообразными, исторически подвижными состояниями жизни и ментальности. Представлено развернутое исследование и обоснование следующих вопросов: стилевые формы научной деятельности, стилевая среда науки; инновационные культурно-исторические топосы науки как основание стиля и стелеобразования, стиль как культурно-историческое самоопределение субъекта науки и др.
Серия работ этого периода, посвященных философским проблемам педагогики и образования («Стиль преподавания»/1987/; Научная картина мира как содержательно-мотивационный фактор обучения и фундаментализации образования»/1988/; «Формы представления знаний и стиль преподавания»/1988/; «Педагогическая культура и стиль преподавания»/1991/; «Проблема стиля в психологии и педагогике»/1992/; монография в трех частях «Культура и стиль: педагогические тональности/ первое издание 1992, второе издание 1996 /; «Культурно-стилевые формы представления знаний как предмет педагогической когнитологии»/1993/ и др.) являются не просто приложением ранее выдвинутых теоретических идей к решению педагогических проблем, но – дальнейшим шагом в разработке проблем стиля мышления и деятельности, социокультурных оснований познания. Главным приращением в анализе стала модель ситуационного измерения педагогического процесса как основания стилевых форм преподавания; выявление культурно-репрезентативных стилевых форм знания и их значения в учебном процессе; представление об исторической стилистике индивидуального бытия человека, обоснование принципов организации работы нелинейно развивающихся образовательных и педагогических систем (экспериментальных, или, говоря современным языком, инновационных площадок). Уже в этот период автор показала, что комплексный философский анализ стиля как феномена культурно-исторической реальности открывает пути нетрадиционного осмысления науки и образования, раскрывает культуротворческие, гуманистические измерения научной деятельности и основания непрерывного развития образования. А для сферы социальной и культурной политики исследования автора позволили показать значимость (и опасность сворачивания) метатехнологических, инновационных, культурно-исторических топосов (сравним с современным понятием «инновационные платформы») как аттракторов творчества и развития (автореф. докт. дисс. , 1993, с.14)
Прикладными результатами этого периода являются разработка на основе социокультурного подхода проекта инновационного развития школ «Полифорум» (девять школ г. Екатеринбурга и Свердловской области), получение под этот проект гранта Сороса по программе «Обновление гуманитарного образования в России» (1992 г), разработка и реализация на базе ИРРО и школ программы повышения квалификации «Социокультурный подход в образовании», формирование ассоциации школ «Полифорум».
Проект, реализация которого началась еще в 90-е годы, имеет свое продолжение и сегодня. Продолжают реализоваться определенные в проекте направления развития школ. Школа № 1 «Полифорум», г. Серова стала благодаря реализации проекта в 2005/2006 уч.году победителем городского конкурса среди образовательных учреждений «Лидер в образовании»; в 2006/2007 уч. году лауреатом конкурса среди общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; 2007/2008 уч. году победителем городского конкурса среди образовательных учреждений «Лидер в образовании».
Главным результатом научных исследований этого периода стало философское обоснование социокультурных оснований науки, непрерывного развития образования и реализация инновационных социокультурных моделей в практике образовательных учреждений
1994 г. по 2002 г. – работа в ГОУ ДПО «Институт развития регионального образования» Свердловской области
После защиты докторской диссертации с переходом на работу по приглашению министра образования Свердловской области в Институт развития регионального образования открылись широкие возможности как для дальнейших теоретических исследований, так и для осуществления прикладных исследований и их применения в практике образования Свердловской области.
Главным направлением научных исследований стала работа по научному обоснованию стратегии и практики развития регионального образования, что с принятием Закона «Об образовании в РФ» (1992 г) явилось главным приоритетом образовательной политики.
Результатом концептуальных исследований стали:
 Концептуальные основания развития регионального образования Свердловской области (Концепция развития регионального образования Свердловской области; Научные основания развития образования Свердловской области /1991-2000 гг./ Материалы к зональному совещанию работников образования Уральского округа. Екатеринбург, 2001; Региональное образовательное пространство Екатеринбург, ИРРО, Вып.1, 1994, 15 п.л.; Региональная политика, культура, содержание образования, Екатеринбург, 1995, 1 п.л. Региональный компонент образования: от унификации к разнообразию // Народное образование, 1995, № 10 и др.)
 Концепция национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта Свердловской области (общее среднее полное образование). Екатеринбург, ИРРО, 1995, 20 С. – 1 п.л.
 Теоретические исследования системы повышения квалификации педагогических работников в новых условиях, исследование проблем образования взрослых (ИРРО (ЦРО, ИРО и др. как новый тип институциональной организации науки //Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. Информационный бюллетень, № 5, 1995; Регионализация образования как условие самоопределения личности// Теория и практика развития регионального образования: проблемы и перспективы. Материалы областных педагогических чтений 27-28 ноября 1996; Культурная топология образования взрослых: знания и стиль // Россия на пути реформ: проблемы социально-политического выбора. Всероссийская научно-практическая конференция. Челябинск, 1996; Новый подход к образованию взрослых: культурно-цивилизационные основания // Непрерывное образование педагогов: современные проблемы и тенденции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 1996; Открытое образование педагога: тенденции регионального развития// Концептуальные основы непрерывного гуманитарного образования. Материалы Всероссийской конференции Екатеринбург, 1997, Открытое образование педагога: тенденции регионального развития // Открытое образование. Бизнес и образование. Российско-американская конференция 21-22 мая 1997; Екатеринбург, 1997; Образование взрослых – ключ к XXI веку, и др.).
 Разработка методологии моделирования поликультурного образования в школе (проект «Полифорум», проект Совета Европы «Преподавание истории в школе»; грантовый проект «Образование на селе).
 Прикладными результатами стали:
 - разработка Государственного образовательного стандарта (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (Л.М. Андрюхина - руководитель научного коллектива и разработчик);
 разработка научно-методического и учебно-методического обеспечения Государственного образовательного стандарта (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (Л.М. Андрюхина - руководитель научного коллектива и разработчик).
 Базисный учебный план Среднего (полного) общего образования Свердловской области. Екатеринбург, ИРРО, 1992; 1994; 1996; 1997 гг. (Л.М. Андрюхина - руководитель научного коллектива и разработчик).
Разработка стандартов в сфере образования являлась для России в целом и для субъектов федерации в то время новым предметом научного осмысления. Сложность и ответственность таких разработок заключается в том, что модель качества образования, которая закладывается в стандарты, должна быть гарантией повышения качества жизни людей, успешности человека в меняющемся мире, а поэтому это одновременно вопрос как научной методологии (которую еще предстояло выработать для России и регионов), так и политической стратегии развития образования, предмет согласования государственных общественных и личных интересов.
Первоначальные разъяснения по поводу содержания и назначения регионального компонента, которые пришли из федерального министерства образования заключались примерно в следующем: главное – это федеральный компонент, а региональный - должен лишь дополнять федеральный некоторой информацией об особенностях региона. Коллектив разработчиков стандарта Свердловской области взял за основу то, что региональный компонент должен исходить не из предметных знаний о регионе, а из образовательных потребностей жителей региона. Само понятие региона должно было быть переосмыслено, что было сделано в стандарте. Регион был осмыслен как ресурс развития личности. А в целом концепция стандарта была выстроена на социокультурном и уже тогда на компетентностном подходах.
Таким образом, теоретические и прикладные исследования этого периода позволили получить результаты, определяющие основания и перспективы развития непрерывного образования уже на уровне системы образования в целом, и стали основой решения проблем становления региональной образовательной политики.
С 2002 г. по октябрь 2008 г. – работа в НОУ ВПО «Уральский гуманитарный институт» (факультет менеджмента)
Переход на работу в негосударственный вуз на факультет менеджмента позволил обратиться к теоретическим и прикладным аспектам менеджмента образования. Теоретическое направление исследований этого периода – философия менеджмента, креативный менеджмент как условие развития непрерывного образования.
Результатами теоретического исследования стало философское осмысление менеджмента в целом и креативного менеджмента в образовании (цикл статей: Креативное образование как форма профессиональной самоидентификации менеджера; О становлении гуманитарной эпистемологии современного менеджмента (Российский философский конгресс и др. издания); Составляющие качества образования менеджеров в инновационном вузе; Подготовка креативных менеджеров как межкультурный проект; Основания проектирования модели креативного образования менеджеров; Образование менеджеров как креативный ресурс опережающего развития; Креативность, креативные практики, креативный капитал: контексты и философские смыслы XXI века; Креативные практики менеджмент-образования; Культурная топология креативности: возможности Человека XXI века (журнал ВАК); Креативное образование менеджера: контексты XXI века// «Образование и наука. Известия УрО РАО» (журнал ВАК) и др.
Результатами прикладного характера стали: разработка и преподавание курса «Креативный менеджмент» (читается и для руководителей ОУ и для студентов ф-та менеджмента), разработка и ведение тренингов по развитию креативности; разработка концепции и программы проекта «Центр креативного менеджмент-образования при УрО РАО» (дипломный проект МВА, защищенный Л.М.Андрюхиной в московской бизнес школе).
Таким образом, в этот период стало возможным перейти к теоретическому анализу «клеточки», ядра процессов, определяющих условия развития непрерывного образования – креативного менеджмента и креативного образования.
С 2008 г. по настоящее время
(работа в учреждении РАО «Уральское отделение)
С 2008 года переход в систему Российской академии образования стал стимулом для возвращения к фундаментальному уровню осмысления проблем развития науки и образования. Подготовлена монография «Культурная топология креативности: возможности Человека XXI века».
С другой стороны координация научной деятельности в Уральском регионе позволила анализировать процессы в системе образования уже на уровне десяти субъектов Федерации, на которые распространялась деятельность УрО РАО. В прикладном аспекте это нашло отражение в формировании концептуальной модели научного обеспечения развития образования Уральского региона на основе Комплексной программы НИР УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» и в деятельности как координатора реализации этой программы.
В прикладном плане значимым стало участие в разработке Стратегического проекта развития Екатеринбурга «Екатеринбург – Центр профессионального образования» (в составе коллектива разработчиков), 2012 г., и Концепции и Программы развития системы непрерывного образования в Свердловской области до 2030 года (окончательное название: Концепция и Программа развития системы непрерывного профессионального образования в Свердловской области до 2030 года).
В 2010 году при Уральском отделении РАО была создана научно-исследовательская лаборатория по исследованию креативности и креативных практик в образовании, которую возглавила Л.М. Андрюхина.
Авторефераты диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук, подготовленных и защищенных под руководством
Л.М. Андрюхиной
Денисенко С.В. Культурно-онтологические основания проектности (09.00.01) Защита 15 декабря, 1998 г. в Омске, Омский гос. пед университет.
Игнатова Н.Ю. Онтология взрослости: опыт философской реконструкции (09.00.01) Защита 21 января 1999 года в УрГУ
Ильиных Л.А. Педагогические условия развития культуры профессионального мышления учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования (13.00.08) Защита 28 июня 2001 года вУрГППУ
Сигнаевская О.Р. Онто-гносеологические основания философии организации (09.00.01) Защита в УрГУ 2002 год
Федотова В.В. Профессионализм педагогов дополнительного образования детей и условия его развития: Социологический анализ: диссертация... кандидата социологических наук (22.00.06) Екатеринбург, 2003, УрГУ
Кшнясева Л.Л. Развитие личностно значимого отношения к природе детей дошкольного возраста в процессе экологического образования (13.00.07) Защита 12 февраля 2003 года в УрГПУ
Коростель И.М. Организационно-педагогические условия развития культуры учения школьников в процессе естественнонаучного образования (13.00.007) Защита в УрГПУ, 2003 год.
Черепанова Е.В. Организационно-методические условия актуализации индивидуального стиля учащегося в процессе обучения истории (13.00.02) Защита 15 апреля 2004 года в УрГПУ
Майкова О.И. Педагогические условия продуктивного освоения точных и естественных наук учащимися с гуманитарным стилем мышления (13.00.01) Тюмен. гос. ун-т. - Тюмень, 2008
Основные сертификаты и дипломы Л.М. Андрюхиной
Стажировка в Санкт-Петербурге, Финляндии и Швеции по теме «Технология и практика эффективного управления современным вузом» Сертификат участия, НОУ «Ирвен», 2003 г.
Дополнительная профессиональная подготовка по программе Intel «Обучение для будущего» Свидетельство ЕК № 0001527, 5 декабря 2003 г
Сертификат BC IAC Coaching International Institute Присвоена квалификация “Associate Certified Coach”, Екатеринбург, Канада, 2007
Стажировки во Франции (г. Бассенс – г. Бордо, университет им. Мишеля Монтеня) по проекту «Межкультурная коммуникация и диалог культур» (2006; 2010гг.). Сертификаты участия.
Диплом о дополнительном (к высшему) образовании МВА № 00781. Присвоена дополнительная квалификация «Мастер делового администрирования – Master of Business Alministration (MBA)», г.Москва, Московский Технологический институт, Московская бизнес-школа, 07.10, 2011 г.
Диплом о дополнительном (к высшему) образовании МВА № 1, рег. № 0393-030 Присвоена дополнительная квалификация «Мастер делового администрирования – Master of Business Alministration (MBA)», г. Москва, Международный технологический университет Юнеско, 22.09.2011
Сертификат участника энциклопедии «Ученые России»
Реализация Л.М. Андрюхиной грантовых и международных проектов:
«Обновление гуманитарного образования в России» (1992 г);
Участие в международном проекте Совета Европы и Министерства образования РФ «Преподавание истории в школе» (1997 года по настоящее время) в качестве эксперта, генерального докладчика, руководителя группы.
«Развитие образования в сельской школе» (2001 г.)
Участие в Международном российско-французском культурно-образовательном проекте Ассоциации «Друзья Франции», осуществляемом в рамках договора о сотрудничестве между Мэрией г. Екатеринбурга, Правлением Ассоциации «Друзья Франции» и Мэрией г. Бассенс (2006 г.)
Участие в реализации программы научного и образовательного сотрудничества в рамках Договора между УрГИ (Екатеринбург) и Университетом им Мишеля Монтеня (Бордо-3) (2007 – 2012 гг.)