Ефремова Надежда Федоровна
  1. Ученая степень
    Доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    Профессор
  3. Академик Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Педагогические науки
  5. Регион
    Россия / Ростовская область

Ефремова Надежда Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Педагогические измерения» Донского государственного технического университета. Окончила Ростовский государственный университет, физический факультет, по специальности физика. В 1972 г. защитила диссертацию на соискание кандидата физико-математических наук на тему «Магнитные свойства мелких частиц сильно разбавленных сплавов», в 2003 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Тестовый контроль качества учебных достижений в образовании» по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования.

Основное научное направление: теория и практика педагогических измерений и квалиметрии в образовании, развитие систем оценки образовательных достижений обучающихся и мониторинга качества образования. Деятельность научной школы включает решение проблем педагогических измерений и оценки качества образования, формирования и оценивания компетенций студентов и создания фондов оценочных средств. Кафедрой проводятся разработка и внедрение инновационных методов и технологий стандартизированного оценочного инструментария в образовательную практику, сравнительного анализа данных образовательной статистики массового тестирования в практику управления качеством обучения с учетом результатов независимого контроля; подготовка специалистов в области психометрики и оценки качества образования. Обеспечивается руководство обучением и деятельностью магистрантов и аспирантов.

По направлению 27.04.02 – "Управление качеством" кафедрой реализуется подготовка специалистов по магистерской программе «Измерения и оценка качества образования». Отличительной особенностью программы является сбалансированное сочетание теории и практики в области оценки результатов обучения в целях управления качеством. Она нацелена на подготовку высококвалифицированных специалистов в этой области с учетом международного и отечественного опыта организации и проведения массовых оценочных процедур, разработки и конструирования современного оценочного инструментария.

По направлению 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» открыта аспирантура, защищены пять кандидатских работ, ведется подготовка кандидатских работ аспирантами и соискателями, осуществляется консультативная работа при подготовке докторских диссертаций.

Иная деятельность:

• Член ученого совета Федерального института педагогических измерений (ФИПИ г. Москва);

• Член ученого совета ДГТУ.

• Действительный член Российской Академии Естествознания (РАЕ).

• Член-корреспондент Академии проблем качества.

• Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

• Почетный профессор ДГТУ.

• Член редакционных коллегий научных журналов.

Проблема оценки качества в настоящее время является одной из актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Конкурентная ситуация в мировом образовательном пространстве диктует необходимость ускорения перехода отечественной образовательной системы на современные методы и технологии обучения, оценки и управления качеством образования. Общая черта системных изменений на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях – обеспечение независимости, надежности и валидности результатов оценки, доступности и гарантии качества образования. В свою очередь гарантия качественного обучения тесно связана с качественным оцениванием его результатов, а поэтому в последнее время значительно вырос спрос на объективную оценку результатов. С разной степенью развития, но практически во всех регионах, идет формирование независимых систем оценки качества образования, в том числе в формах образовательного аудита. В вузах и ссузах создаются фонды оценочных средств. Потребности в оценке знаний и компетенций непрерывно увеличиваются, растет запрос на качество педагогических измерителей и качественное проведение оценочных процедур. Однако все еще остается проблема подготовки кадров для организации и проведения оценочных работ на уровне требований международных стандартов в этой области. На сегодня в стране на всех уровнях образования (начальном, основном и среднем общем, а также профессиональном) и профессиональной деятельности при оценке квалификаций существуют острая потребность в специалистах в области педагогических измерений для разработки надежных оценочных инструментов.

И все же следует отметить, что за последнее десятилетие в нашей стране существенно изменилось отношение к контрольно-оценочной деятельности в сфере образования за счет различных взаимосвязанных факторов:

• информатизации всех уровней образования и непрерывного повышения доли статистических данных в оценке качества на различных уровнях и этапах обучения;

• требований гарантии качества обучения в условиях международной интеграции и вхождения России в единое общеевропейское образовательное пространство;

• введения государственных образовательных стандартов и новых форм государственной аттестации выпускников основного и среднего общего образования (ЕГЭ, ГИА-9 и др.);

• формирования и развития общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) для совершенствования систем управления качеством обучения.

Все эти формы деятельности без специалистов тестологов, аналитиков, интерпретаторов данных образовательной статистики и организаторов надежных оценочных процессов не могут быть полезными и эффективными. Целый спектр специфической контрольно-оценочной и оценочно-аналитической деятельности становится важным и востребованным, в том числе разработка и использование:

• современных оценочных материалов для системы образования и для оценки персонала;

• технологий и различных форм тестирования;

• процедур оценивания и методов обработки информации;

• спецификаций и типов оценочных средств, индикаторов, показателей, критериев, норм и шкал;

• методов анализа, интерпретации и использования данных массовых оценочных процедур;

• методов экспертизы и сертификации педагогических измерителей; оценки квалификаций персонала в образовательной и управленческой практике;

• профессиональных профилей (профессиограмм) и оценочных средств по квалификациям персонала в производственной сфере и др.

Ефремова Н.Ф. автор более 300 работ, в том числе монографий, учебных пособий, методических рекомендаций, статистических и аналитических сборников по качеству обучения; статьи в ведущих отечественных и зарубежных научных журналах, тезисы конференций. Ею разработаны учебно-методические комплексы по вопросам педагогических измерений и принципов компетентностного подхода к обучению студентов. В рамках повышения квалификации проводятся циклы семинаров по проблемам оценки качества образования, использования современных технологий и методов компетентностного обучения в вузах и ссузах.

Научные публикации

1.Ефремова Н.Ф. Тестирование и мониторинг: рекомендации учителю. Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. № 3. С. 55.

2.Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. Монография / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Донской государственный технический университет. Москва-Ростов-на-Дону, 2001.

3.Современные измерители знаний (опыт тестирования). Рыжкин А., Ефремова Н. Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 15-20.

4.Ефремова Н.Ф. Современное тестирование в системе личностно-ориентированного и развивающего обучения. Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 20.

5.Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании Учебное пособие /

6.Ефремова Н.Ф. Учебные достижения как объект тестирования и показатель качества в образовании. Вопросы тестирования в образовании. 2004. № 9.

7.Ефремова Н.Ф. Образовательный аудит качества учебного процесса и его результатов. Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 5. С. 19-22.

8.Основные подходы к созданию общепроссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации / Болотов В.А., Ефремова Н.Ф.//Вопросы образования. 2004. № 3. С. 22.

9.Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества российского образования / Педагогика. 2006. № 1. С. 22-31.

10.Ефремова Н.Ф., Звонников В.И., Челышкова М.Б. Педагогические измерения в системе образования / Педагогика. 2006. № 2. С. 14-22.

11.Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования. Учебное пособие. / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова. М.: Университетская книга. Логос, 2007.

12.Региональная система оценки качества образования. Ефремова Н.Ф., Маркарова И.Г., Стребкова Е.В. Педагогика. 2007. № 7. С. 10-16.

13.Ефремова Н.Ф., Михалева Т.Г., Михалев Ю.Б., Скобелева М.Ю. Мониторинг учебных достижений учащихся образовательных учреждений. Общие требования: стандарт. – Введен 2006-03-15 (стандарт). - Вопросы тестирования в образовании. – М.: ФЦТ, 2007. - № 2 (18).

14.Болотов В. А. Система оценки качества российского образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Славянская педагогическая культура: науч.-теоретич. журн. МСАО им. Я. А. Коменского. - 2007. - N 6. - C. 129 -134.

15.Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании. Учебное пособие.– М.: Университетская книга. Логос, 2007.

16.Ефремова Н.Ф. Особенности построения региональной системы оценки качества образования // Вестник Донского государственного технического университета. 2009. Т. 09. № 01. - С. 162-172.

17.Ефремова Н.Ф. Подготовка к единому государственному экзамену как педагогическая проблема / Высшее образование сегодня. 2009. № 3. - С. 18-22.

18.Ефремова Н.Ф., Корсунова Е.Ф. Независимое оценивание учебных достижений как инструмент формирования компетенций обучающихся // Педагогика. 2009. № 7. С. 57-62.

19.Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов первого курса, приступающих к освоению основных образовательных программ (ООП) (статья) / Проблемы стандартизации в системах образования стран содружества независимых государств: междунар. науч. – практ. конф. «Проблемы стандартизации в образовании и пути их решения, 10-11 нояб. – М., ИЦПКПС, 2009.

20.Ефремова Н.Ф. Азарова Р.Н. Ананьева Т.Н. Бабаевский П.Г. и др. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Рекомендации для руководителей и актива учебно-методический объединений вузов. - М.: ИЦПКПС. 2009. – 68 с.

21.Ефремова Н.Ф., Корсунова Е.Ф. Независимое оценивание учебных достижений как инструмент формирования компетенций обучающихся / Педагогика. 2009. № 7. - С. 57-62.

22.Ефремова Н.Ф., Михалёва Т.Г. Мониторинг учебных достижений как объект стандартизации // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 3. - С. 12-18.

23.Ефремова Н.Ф. Организация оценивания компетенций студентов, приступающих к освоению основных образовательных программ вузов : рек. для вузов, приступающих к переходу на компетентностное обучение студентов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 132 с.

24.Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов первого курса, приступающих к освоению основных образовательных программ / Вестник Донского государственного технического университета. 2010.т. Т. 10. №.5(48). - С. 774-782.

25.Ефремова Н.Ф., Казанович В.Г. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения : установочные организац.-метод. материалы темат. семинарского цикла. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 36 с.

26.Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов-первокурсников / Высшее образование в России. 2010. № 4. - С. 43-48.

27.Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: моногр. - Ростов н/Д: Аркол, 2010. - 386 с.

28.Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учеб. пособие. - М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2010. - 216 с.

29.Ефремова Н.Ф. Проблемы формирования фондов оценочных средств вузов / Н. Ф. Ефремова // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 3. - С. 17-21. (ВАК).

30.Ефремова Н.Ф., Месхи Б.Ч. Системность и преемственность в формировании фонда оценочных средств технического вуза // Совет ректоров. № 5. 2011 - С. 35-40.

31.Ефремова, Н.Ф. Оценивание компетенций студентов вузов: учеб. пособие / Н. Ф. Ефремова. - Saarbrucken (Germany): Palmarium academic publishing, 2012. - 228 с.

32.Методические рекомендации по разработке и использованию фондов оценочных средств аттестации студентов и выпускников вузов на соответствие требованиям ФГОС ВПО / НИТУ "МИСиС"; сост.: Н.Ф. Ефремова, В.Г. Казанович. - М., 2012. - 54 с.

33.Ефремова Н.Ф., Месхи Б.Ч., Шумская Н.Н. Оценка достижений студентов в рамках требований ФГОС (гриф УМО). – Ростов-на-Дону, издательский центр ДГТУ. 2012 –104 с.

34.Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. - Москва. Издательство «Национальное образование». 2012 – 416 с. (серия: Контроль и оценивание в современной системе образования. Методический портфель учителя).

35.Ефремова Н.Ф. Тестирование. Теория, разработка и использование в практике учителя: методическое пособие. / Н.Ф. Ефремова. - Москва. Издательство «Национальное образование». 2012 – 224 с. (серия: Контроль и оценивание в современной системе образования. Методический портфель учителя).

36.Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании (монография) // Международный журнал экспериментального образования - Изд-во: Издательский Дом Академия Естествознания (Пенза). 2012. №1. - С. 104-105.

37.Ефремова Н.Ф. Качество оценивания как гарантия компетентностного обучения студентов [Текст] / Н. Ф. Ефремова // Высшее образование в России. - 2012. - № 11. - С. 119-125.

38.Ефремова Н.Ф. Компетентностно-ориентированные задания. Конструирование и применение в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Н.Ф. Ефремова, И.Ю. Заярная, С.М. Максимов, Л.В. Могильницкая, А.Б. Эртель - Москва. Издательство «Национальное образование». 2013 – 208 с. (серия: Контроль и оценивание в современной системе образования. Методический портфель учителя).

39.Ефремова Н.Ф. Склярова Н.Ю. Логистические процессы в образовании. Теория и практика управления в образовании. - Москва. Издательство «Национальное образование». 2014 – 148 с. (серия: Контроль и оценивание в современной системе образования. Методический портфель учителя).

40.Ефремова Н.Ф. Гарантия качества компетентностного обучения в надежности оценки достижений обучающихся / Фундаментальные исследования. № 11 ч. 5. 2014. - http://search.rae.ru.

41.Efremova N.F. Independence of estimation as an instrument of improving the quality of education / Science, Technology and Higher Education/ Materials of the International research and Practice Conference/ Canada, Westwood, Iune 20, 2014. – pp. 193-196.

42.Ефремова Н.Ф. Эвалюация и логистика новые инструменты в управлении качеством обучения / Фундаментальные исследования, № 8 (часть 6) 2014. - С. 1455-1459.

43.Ефремова Н.Ф., Ершов А.Г., Илюхин Б.В. Качество обучения гарантируется надежностью оценки учебных достижений. Для профессиональной организации ВШК и мониторинга нужны специалисты. / Управление школой. № 1(571) 2014. Методический журнал для школьной администрации. – С. 38-40.

44.Ефремова Н.Ф. К вопросу о создании и функционировании фондов оценочных средств в вузе / Высшее образование в России. №7. 2015 г. - C. 63-67.

45.Ефремова Н.Ф. Надежность оценивания достижений как гарантия качества подготовки обучающихся / Обеспечение гарантии качества профессионального образования: национальный и зарубежный опыт. – М.: Национальное аккредитационное агенство в сфере образования. 2015. – 214 с. – С. 32-39.

46.Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании. / Cotalog of Scientific, edukatuonal and methodical literature presented by authors at the I-XXIV ALL – Russian exhibitions held by academy of natural history: Exsposition on the Paris Book Fair 2015. – M.: Publishing House “Academy of Natural History”, 2015. - 209 pages. – P. 137-138.

47.Ефремова Н.Ф. Независимая оценка достижений в системе личностно-ориентированного образования / Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. № 4, 2016 – С. 29-37.

48.Ефремова Н.Ф. О критериальных требованиях к составу и содержанию фондов оценочных средств / Мат. IV Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы проф. обучения в условиях новой формации». Туркестан. 2016. Т. 1.- С. 40-47.

49.Елисеев И.Н., Елисеев И.И., Ефремова Н.Ф. Моделирование анкеты для оценивания общекультурных компетенций здоровьесбережения/ Информатизация образования и науки. №3(31), 2016. – С. 125-136. ВАК.

50.Ефремова Н.Ф. Критериальные требования к фондам оценочных средств / Педагогические измерения. № 1. 2016. – С. 25-31.

51.Efremova N.F. Increase of motivation due to objective estimation of the achievements which are trained / International scientific periodical journal "The Unity of science". - Vienna, Austria, 2016. – Р. 27-30. http://eapps.info/ru/publications_ru/

52.Ефремова Н.Ф. Стандартизация как условие обеспечения качества фондов оценочных средств вузов / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 2 (Часть 1) 2016. – С. 66-70.

53.Ефремова Н.Ф. Повышение мотивации за счет объективной оценки достижений обучающихся / The Unity of Science: International Scientific Pereodical Journal. 2016. N 4-1. – P. 27-30.

54.Efremova N.F. The best practices of evaluation of quality оf higher education / Language and Education, Taylor & Francis. – VOLUME 31. 6 (2), 2017. Pp. 763-7774

55.Ефремова Н.Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся / Российский психологический журнал. – 2017. – Т. 14, № 2. – С. 227-244.

56.Месхи Б.Ч., Ефремова Н.Ф. Проект «Кафедра Жана Монне» как элемент интернационализации // Журнал "Современные проблемы науки и образования". - 2017. - № 1. URL: https://science-education.ru/ru/issue/view?id=144

57.Ефремова Н.Ф. Национальные системы образования и особенности оценки его качества. Учебно-метод. пособие. / Н.Ф. Ефремова. – Ростов н/Д: СКИФ ДГТУ 3. 3403, 2017. – 87 с.

58.Ефремова Н.Ф. Особенности оценивания компетенций обучающихся /Международный журнал экспериментального образования, № 9. - 2017. С. 45-49.

59.Ефремова Н.Ф. Специфика и проблемы формирования и оценивания компетенций // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.

60.Еркибаева Г.Г., Ефремова Н.Ф. Формирование коммуникативных компетенций студентов при работе с фразеологическими словарями: монография. – Туркестан, изд-во Туран, 2018. – 272 с.

61.Ефремова Н. Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся // Педагогика. № 3. 2018. – С. 47-52. (ВАК)

62.Efremova N. F. Reliability Assessments Competences of Students by Means of Evidential Reasoning. Problems of the development of modern science: theory and practice. Cartero Publishing House, Spain. 2018. Pp. 194-197/

63.Ефремова Н.Ф. Образовательный аудит как форма педагогической поддержки // Сб. науч. трудов науч. – практ. конф. с междунар. уч. «Социокультурные проблемы развития образования в условиях проектного управления». 2018. М.: КРЕДО. 2018- С. 275-290.

64.Ефремова Н.Ф., Месхи Б.Ч., Шведова С.В. Обеспечение качества образования в условиях европейской интеграции: монгр. – Донской гос. техн. ун-т. – Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2018, - 175 с.

65.Nadezhda Efremova. Taxonometric Approach to Quality Management of Training. Educational Researcher. Issue 9(2). Volume 47. American Educational Research Association, 2018. Pp. 911-924.

66.Nadezhda Efremova. Externals Evaluation оf Educational Achievements оf Students in the Practice оf Teachers. Language and Education. Issue 6 (2), Volume 32. 2018. Taylor & Francis. Рр. 801-811.

67.Ефремова Н.Ф. Аргументации и доказательства надежности оценок компетенций студентов. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018;12(2):43-50. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-2-43-50

68.Ефремова Н.Ф. Модульно-кластерная структура магистерской программы / Высшее образование сегодня. №10. 2018. С. 12-17.

69.Ефремова Н.Ф. Проектирование оценочных средств по модели доказательной аргументации / Педагогические измерения. № 3. 2018. С. 8-15.

70.Формирование портфолио студента как современная оценочная технология. Учеб.-метод. пособие. - СКИФ ДГТУ. 2018 / Ефремова Н. Ф., Сучкова Л. А., Платонова И. Ю. – 55 с. URL: http://de.donstu.ru/CDOSite/Pages/Kafedra.aspx?idk=all_309792

71.Кейсовые технологии как средство формирования компетенций. Учеб.-метод. пособие. - СКИФ ДГТУ. 2018. №4637. / Ефремова Н. Ф., Сучкова Л. А., Платонова И. Ю. – 71 с. URL: http://de.donstu.ru/CDOSite/Pages/Kafedra.aspx?idk=all_309792

72.Efremova N.F., Seninets M.K. Best World Practices оf Teaching аnd Outcomes Evaluation. American Journal of Education, No.4 (2), (August). Volume 124. The University of Chicago Press, 2018. Рр. 975-994. https://www.journals.uchicago.edu

73.Efremova N.F. Patterns оf Designing Evaluation оf Students‘ Competencies American Journal of Education, No.4 (2), (August). Volume 124. The University of Chicago Press, 2018. Рр. 1048-1065. https://www.journals.uchicago.edu

74.Ефремова Н.Ф. Обеспечение доказательной аргументации оценок подготовленности обучающихся. Профессорский форум 2019 «Наука. Образование. Регионы». Сборник тезисов. – М.: 314 с./ С. 167-170.

75.Ефремова Н.Ф. Построение магистерской программы на модульно-кластерной основе. Білім саласындағы рухани жаңғыру мәселелері» атты VII дәстҥрлі Халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференцияның материалдары. – II том. - 2019 ж. - Алматы. – 342 бет. /С. 232- 240.

76.Efremova N.F. Universal design solutions for assessing students´ competencies/ Materials of the International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration” - Reports in English. Part 2. (April 29, 2019. Beijing, PRC). Pp. 59-65.

77.Ефремова Н.Ф. Доказательный дизайн оценки компетенций студентов // Высшая школа: традиции и инновации. Актуальные вопросы и задачи системы образования РФ: монография / под ред. Е. В. Ляпунцовой, Ю. М. Белозеровой. - М:. РУСАЙНС, 2019. - 296 с. (С. 206-220).

78.Ефремова Н.Ф. Концептуальная модель оценки компетенций студентов. Современные наукоемкие технологии. (2019). 7: 169-174; DOI 10.17513/snt.37607

79.Efremova NF, Huseynova АА Evaluation Component in the Development of Learning Motivation. EC Psychology and Psychiatry 8.11 (2019): 72-76.

80.Ефремова Н.Ф. Проблемы доказательности надежности оценивания компетенций студентов //Актуальные проблемы науки и техники. 2019. [Электронный ресурс]: Материалы нац. науч.-практ. конф : (Ростов-на-Дону, 26-28 марта 2019 г.); Донской гос. техн. ун-т. – Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2019. – 1114 с. – URL: https://ntb.donstu.ru/conference. – ЭБС ДГТУ.

81.Ефремова Н.Ф. Моделирование объективной оценки достижений студентов / Образовательные технологии. 2019 - №3. - С. 77-85.

82.Ефремова Н.Ф., Еркибаева Г.Г., Хусейнова А.А. Экселленс акмеологическое образование для экономики будущего // Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития психолого-педагогического образования в условиях транзитивного общества» (Trends in the development of psychological and pedagogical education in a transitive society) SHS Web of Conferences 70, 02003 (2019). ICTDPP-2019. https://doi.org/10.1051/shsconf/20197002003

83.Ефремова Н.Ф., Шведова С.В., Хусейнова А.А. Влияние оценки на учебную мотивацию // Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития психолого-педагогического образования в условиях транзитивного общества» (Trends in the development of psychological and pedagogical education in a transitive society). SHS Web of Conferences 70, 04003 (2019). ICTDPP-2019. https://doi.org/10.1051/shsconf/20197004003

84.Шаповалова О.Н., Ефремова Н.Ф. Дидактический потенциал формирующего оценивания метапредметных результатов школьников: российский и зарубежный опыт // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 No6, https://mir-nauki.com/PDF/94PDMN619.pdf

85.Efremova N.F. Specificity of Assessment of Competences in Education. EC Psychology and Psychiatry SI. 02 (2020):01-04.

86.Ефремова Н.Ф., Хусейнова А.А. Мотивация как ценностный феномен образовательной деятельности // Современные наукоемкие технологии. № 4, 2020, С. 164-169.

87.Шаповалова О. Н., Ефремова Н. Ф. Формирующее оценивание как технология развития учебной самостоятельности школьников. Педагогика. Вопросы теории и практики. Pedagogy. Theory &Practice. 2020. Том5. Выпуск1. С. 1-8 / 2020. Volume 5. Issue 1. P. 1-8.

Ефремова Надежда Федоровна имеет награды


Последняя редакция анкеты: 28 апреля 2020